Russia's Remote Areas: 2000 — 2002

Once again Russia appears before the world and its own inhabitants as a vast blank spot on the map. Rumors about recent events in Moscow and to some extent in St. Petersburg are readily available to everyone, but only the residents of small towns and settlements are well aware about events there. All the others know only about recurrent seasonal mishaps which sometimes develop into disasters. Images of despair and desolation created by the mass media haunt the common mentality. A series of expeditions, arranged by the Center for Strategic Research of Volga Federal District in 2000—2002 under the leadership of the author (an acknowledged expert in the organization and development of the urban environment, a Professor at the Moscow Institute of Architecture and a consultant for the Spatial Development Commission of the Volga Federal District, as well as a series of project workshops performed by him in regions of the district) has changed the representation of Russia's remote areas. Mosaics of the way of life and environmental quality in the area where 32 million people reside in 15 subjects of federation, appears much more varied and the difference between settlements much more striking than one could expect.

Observation of everyday details — from the price of a disco ticket to the status of town cemeteries — is combined with numerous interviews and an analysis of available information, interweaving into an elaborate rug of impressions. A major interest of the researchers was to discover if the differences are present between settlements located close to the borders of federation subjects, so one should not expect comprehensiveness or uniformity in the areas' coverage. Inaccuracies unfortunately are unavoidable in a study of such kind; however, the accumulated material is sufficient to destroy the myth about the provinces as a kingdom of sleep, and about the sweeping decay of economy and morals.

The major contents of the book are constructed as two parallel readings. The “Left” book presents collected data about towns and settlements in alphabetical order. The “Right” book presents reflection about the town as a vehicle of culture and the fate of Russian town in particular. Generalization of observations over two hundreds of towns and settlements during two seasons of expeditions concludes the empirical discourse of the book. The key conclusion may be unexpected for many readers: not only does the principle of municipal government make its way with great difficulty, but even the role of civil society leaders is often taken over by local authorities, who attract many of the most active citizens. Comments to sketches by Afanasy Fet conclude the book. The sketches, written ten years after the first “perestroyka,” invoked by the reforms of 1860—1870s, suggest a correspondence with the post-perestroyka decade of the 1990s. Psychological patterns show an obvious similarity notwithstanding differences in levels of development.


На русском

See also:

§ That mystery called the region



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее




Скопировать

Перейти на главную страницуНовости и событияО сайте
С вопросами, предложениями и замечаниями по содержанию текстов и материалов, а также оформлению и работе сайта, Вы всегда можете обратиться по адресу: koyus@glazychev.ru
БиографияПроекты и программы, в которых участвовал или принимает участие Вячеслав ЛеонидовичОформительские, архитектурные и другие работыРаботы по городской среде и жилищуСтатьи, публикации, рецензии, доклады, интервьюКурсы, лекции и мастер-классные занятия, которые проводил или ведет Вячеслав Леонидович Книги, написанные Вячеславом Леонидовичем Глазычевым


Глубинная Россия: 2000 — 2002

В очередной раз Россия предстала перед миром и собственными обитателями как обширное белое пятно на карте. То, что за последние годы происходило в Москве и отчасти в Петербурге, у всех на слуху, однако о малых городах и поселках недурно осведомлены только их жители. Все прочие узнают обычно лишь об очередных сезонных неприятностях, временами перерастающих в катастрофы. Созданный телевидением и газетами образ уныния и запустения во многом довлеет над общественным сознанием. Серия экспедиций, организованных Центром стратегических исследований Приволжского федерального округа в 2000—2002 гг. под руководством автора книги, признанного специалиста по организации и развитию городской среды, профессора Московского архитектурного института и консультанта Комиссии по пространственному развитию Приволжского федерального округа, серия проектных семинаров, проведенных им в регионах округа, во многом меняют представления о российской глубинке. Мозаичная картина образа жизни и качества среды обитания на территории, где в 15 субъектах федерации проживают 32 миллиона человек, оказывается куда более пестрой, а перепады между соседними поселениями куда более резкими, чем кто-либо предполагал.

В ходе работы наблюдение бытовых деталей — от цены билета на дискотеку до состояния городских кладбищ — перемежалось с множеством интервью и анализом доступной информации, вместе складываясь в пёстрый ковер впечатлений. Главный интерес исследователя состоял в уяснении наличия или отсутствия различий между поселениями, расположенными близ границ субъектов федерации, так что от результатов не следует ожидать ни полноты, ни равномерности охвата территорий. Неточности в такого рода работе, к сожалению, неизбежны, но, во всяком случае, накопленного материала достаточно для того, чтобы разрушить миф о сонности провинции, о повсеместном упадке хозяйства и нравов.

Основное содержание строится по параллельной схеме. «Левая» книга — это предъявление собранных сведений о городах и поселках, расставленных в алфавитном порядке. «Правая» книга — размышления о городе как носителе культуры и о судьбе российского города в особенности. Обобщение наблюдений над двумя сотнями городов и поселков на протяжении двух экспедиционных сезонов замыкает эмпирический массив книги. Ключевым оказывается неожиданный для многих вывод: не только муниципальное начало с чрезвычайным трудом пробивает себе дорогу в городах, но и роль лидеров гражданского общества чаще всего перехвачена администрациями, втянувшими в себя немало наиболее активных жителей. Заключением для текста стал комментарий к очеркам Афанасия Фета. Десять лет после первой «перестройки», вызванной реформами 1860-1870 гг., взывают к тому чтобы установить немало соответствий между ними и десятилетием после перестройки 1980-х годов. При всех цивилизационных отличиях психологические рисунки обнаруживают явственное подобие.

Содержание

От автора
1. Погружение в Россию
2. Окружная рамка видоискателя
3. Первая попытка обобщения
4. Погружение в город
5. Погружение в район
6. Подходы и выводы
  • Опыт полемики с друзьями
  • Возвращение в "поле"
7. О пользе чтения старых книг
Summary


In English (Summary)

Издано:
Новое издательство,
103009, Москва, Брюсов переулок, дом 8/10, строение 2, телефон 229 6493, е-mail: info@novizdat.ru

Эту книгу Вы можете приобрести Школе культурной политики

Рецензии и отзывы

§ Александр Привалов. Города и люди // Журнал "Эксперт", №42, 10.11.2003

§ Ревекка Фрумкина. Дефицит гвоздика и веревочки как стимул к творчеству // , №5 (14) 2003

См. также:

§ Непознанная страна

§ Исследования 2000 года

§ Исследования 2001 года

§ Презентация "Глубинная Россия в окружном разрезе"

§ Интервью Стране.ру

§ Интервью для газеты "Вместе"

§ Оренбуржье. Миграционная ситуация


...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее



Недвижимость в Крыму и Севастополе