"Тумбочка" для мэра

От чего зависит качество жизни в малых городах

Как живет сегодня российская глубинка, толком мало кто знает, поскольку современные социологические исследования в силу разного рода причин, как правило, не дают полной характеристики процесса. Осознавая это, руководители федеральных и региональных органов власти стараются найти приемлемый выход. Скажем, в Приволжском федеральном округе задачу сбора необходимой информации уже два года подряд выполняют экспедиционные студенческие отряды. Впрочем, думается, что большинство проблем, которые выявляют участники исследований, можно смело считать характерными для всей страны. Что собой представляет Россия на микроуровне? Об этом в интервью "Веку" рассказал эксперт Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа, профессор Вячеслав ГЛАЗЫЧЕВ.

- Вячеслав Леонидович, какие точки на карте России сегодня наиболее уязвимы перед социальными, криминальными, экономическими и политическими угрозами?

Глазычев В.Л.: Беспокойство вызывают приграничные районы, поскольку к внутренним вызовам в этом случае добавляются и внешние. Правда, после 11 сентября мы получили некоторую передышку, поскольку угроза проникновения эмиссаров движения "Талибан" на российскую территорию снизилась. Но осталось негативное воздействие транзита контрабанды и нелегальных товаров, за счёт чего происходит гигантская подпитка "серой экономики". Как показали наши исследования в Оренбургской области, там, где проходят крупномасштабные транзитные потоки, создаются очаги повышенной напряженности. Стремительно расширяются районы, где вместо водки переходят на употребление наркотиков. Пока ещё на карте существует несколько мест, где только пьют, но таких точек мало.

- Какое влияние оказывает фактор границы?

Глазычев В.Л.: В принципе администрации муниципальных образований частично содержат пограничников за свой счет, воспринимая это как своего рода феодальную повинность. Младший состав комплектуется из местных жителей, офицеры — приезжие. От руководителя районной администрации в этом случае очень многое зависит, он может помочь с жильём, а может и отказать.

Российско-казахстанская граница полностью проницаема. Если пограничники пытаются сосредоточить свои силы на каком-либо участке и устроить засаду на пути следования караванов, в этом месте грузопоток практически мгновенно уменьшается в 15 раз. Криминальные группировки очень хорошо приспособились к современному ритму жизни. В ряде районов мне приходилось слышать рассказы, что автопоезда с контрабандой сопровождают машины областных управлений ГИБДД. Руководители региональных правоохранительных органов утверждают, что они перехватывают до 10 процентов нелегальных грузов. Однако сотрудники спецслужб, непосредственно участвующие в операциях по задержанию, считают, что в их руки попадает не более 1 процента контрабанды.

- Перевозят в основном наркотики?

Глазычев В.Л.: Не только. Промышленная контрабанда включает в себя также поставки оружия и металлических руд. На, если можно так выразиться, мелкооптовом уровне переправляют зерно, "улучшая" тем самым показатели урожайности приграничных районов. Периодически жители соседнего государства совершают набеги на пастбища, угоняя скот. В свою очередь уже наши обыватели предпринимают ответные рейды, используя в качестве силовой поддержки местных милиционеров.

- Насколько однородны проблемные территории, можно ли их вычленить географически?

Глазычев В.Л.: Приграничные территории я уже назвал. Но в принципе нынешняя Россия - мозаичная страна, где игра случая приводит к власти либо блестящих и компетентных специалистов, либо полных неумех. Мы нередко сталкиваемся с тем, что два соседних муниципальных образования разительно отличаются по уровню и качеству жизни. И эта ситуация типична практически для всех субъектов Федерации, где проводились наши полевые исследования. Как будто они расположены в разных временных эпохах, отстающих друг от друга на двадцать-тридцать лет. Например, оренбургские города Соль-Илецк и Гай. Если в первом царит полная разруха, то второй — просто цветник. В Гае с приходом новой администрации в 2, 5 раза увеличился объем строительно-ремонтных работ только за счёт того, что сократились масштабы воровства. Вообще мы столкнулись с любопытным фактом: качество жизни в малых городах не зависит от того, сколько бюджетных муниципальных средств приходится на человека.

- Из какой же "тумбочки" в таком случае берут деньги мэры?

Глазычев В.Л.: "Тумбочки" есть у руководителей предприятий. Мэры облагают добровольной "данью" хозяйствующие субъекты, которые берут на себя оплату определённых расходов. Людям небезразлично, где и как они живут, так что средства они вкладывают сознательно. Но, к сожалению, местное самоуправление сегодня мало где приветствуется. В Татарстане и Башкортостане его нет де-юре, в Оренбургской области и Саратовской области оно отсутствует де-факто. Зато в ряде оренбургских районов секретари отделений КПРФ вызывают на партхозактивы руководителей промышленных и сельскохозяйственных предприятий отчитываться о проделанной работе.

- Чем на практике оборачивается столкновение интересов трёх уровней власти?

Глазычев В.Л.: В областных элитах произошла смена поколений, среди начальников департаментов можно встретить немало специалистов, чей интеллектуальный уровень высок. Однако при знакомстве с первыми лицами губернии складывается ощущение их неполной адекватности. Причем эти люди вне зависимости от возраста прекрасно чувствовали бы себя в старой советской системе. Отсюда и стиль управления, когда муниципалитетам "сверху" отпускают значительные, но жёстко связанные по тратам средства. Гимназии покупают спутниковые антенны, но не позволяют приобрести нужные ей канализационные трубы.

Федеральный Центр не осознает, что механизм реализации законов требует сильного местного самоуправления. Между тем в работе муниципальных образований уже сейчас используется то, к чему только приступают в Центре. Скажем, в городе Похвистнево Самарской области существует прозрачность в бюджетных отношениях и стратегическое планирование. Я встречал немало талантливых управленцев и в других малых городах. Это люди, адекватные новому времени и способные реалистично мыслить и реалистично же действовать. Но система их популяризации отсутствует, ни региональные, ни федеральные СМИ не пишут о них, не заметно попыток им подражать. Поэтому многие мэры не хотят переизбираться на второй срок.

- Трудно жить без какой-либо перспективы, неужели сегодня люди ни на что не надеются?

Глазычев В.Л.: В большинстве случаев планы отсутствуют или сильно ограничены по времени, скажем, сезоном выращивания бычка. Хотя число молодых людей, уверенных в том, что через образование лежит путь к успеху, существенно возросло. Однако если к 2004 году для образованной молодёжи не будет создано достаточное и отвечающее их представлениям количество рабочих мест, это грозит нам серьёзными социальными драмами.


Интервью для Века (Москва), 16.11.2001.
Беседовал Станислав Стремидловский

См. также

§ Избранные лекции по муниципальной политике

§ Занятие №7 мастер-класса "Технология среводого проектирования"

§ Экспедиции Комиссии ПФО по пространственному развитию 2000-2001 г.г.

§ Ресурсы местного самоуправления

§ Развитие местного самоуправления и становление гражданского общества в России


Ссылки

§ Приволжский федеральный округ (ПФО)

§ Комиссия пространственного развития ПФО



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее