Москва: тенденции 90-х и альтернативные пути развития
Доклад экспертной группы "Московской Альтернативы"

9. Социальная политика

Социальная политика московского правительства, поглощая значительную долю городского бюджета, сводится преимущественно к выдаче доплат к пенсиям и к должностным окладам в бюджетной сфере. Несомненно, на фоне бедственного положения наиболее незащищенных групп населения в регионах страны московская ситуация выглядит достаточно привлекательной.

В действительности все доплаты такого рода, ложась тяжким бременем на городской бюджет, едва ли не двукратно перекрываются дороговизной московской жизни и потому практически оказываются совершенно неэффективными. Несмотря на множество слов относительно необходимости адресного характера социальной поддержки наиболее нуждающихся групп, за редчайшими исключениями (Университетский и Вернадский муниципальные районы), этого достичь не удалось.

Более того, как показывает совокупность звонков "горячей" линии, дело отнюдь не сводится к выплатам пособий, в совокупности гигантских, но в каждом индивидуальном случае резко недостаточных, учитывая стоимость "потребительской корзины". Трагедия одиночества и отсутствия помощи является в Москве, с её стареющим населением, грандиозной, и эта проблема в принципе не может быть решена одними бюрократическими средствами.

В то же время развитие благотворительности и многомерной социальной поддержки сдерживается существующей практикой администрирования. Вопреки уверениям вице-мэра Шанцева, перенос льготного лекарственного снабжения из аптек в поликлиники отнюдь не устранил источник жалоб москвичей на трудности (нередко трагические) с обеспечением необходимыми лекарственными препаратами. Частью это вызвано лимитами на выписку ряда лекарств без предоставления альтернативных, более дешевых, лекарственных препаратов, частью — неподготовленностью районных поликлиник к усиленной работе аптечных киосков, частью — неподготовленностью персонала и его слабой ориентацией в сложной картине фармакологического рынка в столице.

Приведем несколько из полутора сотен звонков на "горячую линию". Подчеркнем, что совершенно необязательно звонивший прав в конкретном случае, не всегда он владеет полнотой информации, однако объем человеческого горя, выплескиваемого на автоответчик, сам по себе является существенным индикатором неблагополучия в сфере социальной политики.

09.08. 15:36. Я звоню по поводу своей соседки. Ей прислали из ЖЭКа справку, что она должна в два раза выше платить квартплату. Когда я начал с этим разбираться, оказалось, что в постановлении правительства Москвы от 27 апреля 1999 года совершенно чётко написано, что одинокие пенсионеры и инвалиды не должны доплачивать за излишки площади. Но наши чиновники в ДЕЗе берут с нее деньги, а у нее пенсия 500 рублей, и вот теперь она 250 будет платить за квартиру. Человеку просто не на что будет жить. Вот что творится.

09.08. 15:12. Очень беспокоит происходящее в Москве. Вот ввели налог на продажу, и в результате получается, что этот налог оплачивают покупатели, а не продавцы, потому что все продукты подорожали, и продавцы от этого ничего не теряют, а налог платим мы — пенсионеры, покупатели. Что же получается? Макароны стоили 7 рублей, а теперь они стоят 12 рублей. Пожалуйста, проконтролируйте цены. Торгаши только богатеют, а мы, пенсионеры несчастные, уже совсем полуголодные. На хлеб не хватает, и ещё субсидии снимают, и ещё на сберкнижках проценты на пенсионные вклады сняли, осталось дать нам какую-нибудь отраву, чтобы мы руки на себя наложили. Жить невозможно стало.

27.07. 14:30. Я хотел бы оставить скорее не информацию, а вопрос. Насколько юридически обоснованно то, что с первого июня городские власти берут дополнительную плату за излишки жилой площади. С учетом того, что жилая площадь приватизирована, как это все соответствует законам? И ещё вопрос: городские власти, имеющие свои загородные дома, платят за излишки жилой площади по месту своего жительства, скажем, за городом, где дома, как вы понимаете, могут быть 100-200 и больше кв. метров? Вот этот вопрос хотелось бы прояснить, вынести его на какое-то обсуждение. Спасибо.

27.07. 14:14. В советское время во всех районах в райжилотделах висели списки очередников всех категорий. Сейчас списков не вывешивают, нет списков, нет очередников, нет никакого контроля. Кому хотят, тому и дают муниципальное жильё . Я обращалась с этим вопросом к Лужкову, ответа не получила, уже второй год нет ответа на мой вопрос. В РЭП-30 Дорогомилова есть начальник РЭПа, а есть ещё и начальник участка. Начальство получает зарплату, поэтому естественно, что квартирная плата будет повышаться, так как зарплата начальству тоже повышается, да и количество начальников растет.

26.07. 14:56. Я хотела бы узнать, из каких средств оплачивается повышенная пенсия — за счёт Пенсионного фонда или за счёт средств того министерства, которое устанавливает эту федеральную пенсию... Я считаю, что всех уравняли — тех, кто не работал, и тех, кто работал по 40-50 лет.

23.07. 10:29. Добрый день! Это звонит жительница Москвы Людмила Григорьевна, я пенсионерка. Вот у меня такое предложение, может быть, не совсем обычное. Дело в том, что несколько лет назад, когда нам выдали ваучеры, я и многие мои знакомые внесли ваучеры в московскую недвижимость. Прошло много лет, и ни звонков, ни писем, ни денег — ничего мы с тех пор не видели. У меня есть такое предложение. У нас очень много строится квартир, и эти квартиры не востребованы. У людей нет денег, чтобы купить эти квартиры. Мое предложение к товарищу Лужкову, который всё-таки является мэром нашего города, такое: поскольку мы должны были от этих ваучеров получить хоть какую-то прибыль или деньги, можно ли нам, вложившим ваучеры в московскую недвижимость, каким-то образом возместить их хотя бы квадратными метрами. Я могу сказать про себя. У меня однокомнатная квартира в хорошем районе, но без балкона и без лоджии. Можно ли, например, сдать эту квартиру государству и получить другую квартиру в этом же районе с лоджией? Уже 30 лет мечтаю о большой лоджии. Я развожу цветы, и мне бы очень хотелось получить такой вариант. Может быть, имеет смысл подумать над этим? Люди, которые внесли ваучеры, все потеряли. Может быть, таким именно образом возместить эти утраты — квадратными метрами?

20.07. 21:33. У меня следующая проблема: я живу с ребенком на 10-ти метрах в общежитии. В этом году мой ребёнок пойдет в школу. И создалась такая ситуация, что мне даже некуда поставить парту, для того чтобы ребёнок мог заниматься. Вот до каких пор? Как это объяснить-то?.. Когда решится проблема общежитий в Москве, и когда люди, прожившие 20 лет и больше, смогут получать квартиры и нормально жить в этом городе, которому они отдали свои силы и работали на благо столицы?

19.07. 21:44. Я из себя представляю бывшего. Бывший изобретатель, а теперь инвалид, у меня был инсульт. Мне удалось обратиться в Совет ветеранов, вернее, они мне сами предложили, но написал собес ходатайство со своей стороны, что они просят не отказать. Мне нужно лекарство хуато. Но, конечно, никого лекарства мне не дали, в собесе мне сказали, чтобы я обращался к врачу. Врач сказал, чтобы я обращался к главному. Главный врач сказал, что это коммерческое лекарство, мы ими не занимаемся. Дело в том, что бесплатное лекарственное обеспечение, если можно так сказать, по закону московской мэрии составляет 70 рублей в месяц, а там сумма 8640 рублей - 240 рублей упаковка, 6 упаковок в месяц в течение 6 месяцев.

18.07. 19:45. Это к вам обращается жительница Северо-Западного административного округа. От жителей микрорайона Покровское-Стрешнево. Если бы наше письмо прочитал мэр Лужков, то вопрос о детском саде, мы надеемся, решился бы в пользу жителей, но наше обращение пересылается в префектуру, и вопрос до сих пор остается открытым. До сих пор мы не можем понять, почему ущемляются права жителей микрорайона, мы не можем воспользоваться услугами дошкольного учреждения... С 1 августа 1996 г. детский сад временно закрыт до улучшения финансового состояния предприятия, и в настоящее время нам стало известно, что в здании будет организована Школа современного бизнеса. Так вот: правомерна ли такая сделка? Нам не понятно, почему не исполняется распоряжение — тогда ещё вице-мэра Лужкова — 396-РВМ от 12 декабря 1991 г., где написано, что при приватизации зданий, находящихся на балансе любых юридических лиц и предназначенных под дошкольные учреждения, нельзя менять их функциональное назначение.

12.07. 15:34. Я по поводу АО "Москвич". 50 процентов акций вроде бы принадлежит московскому правительству, а порядка на "Москвиче" нет, хотя по телевизору говорят, что там очень хорошо. За вторую половину апреля ещё зарплату не заплатили. Семьи не знают, как жить, и неизвестно, когда зарплата будет. Очень хотелось бы, чтобы это безобразие прекратилось.

11.07. 15:08. Я только хочу спросить: кому выгодно, чтобы лекарства были такими дорогими? Сердечное лекарство, которое необходимо, которое поддерживает жизнь человека, стоило 27 рублей, теперь 200 рублей. Откуда берутся такие цены? Надо всё-таки выяснить — кому это выгодно?!.. Говорить нечего: дорогие продукты, фрукты, овощи совершенно недоступны определённому слою людей. Их могут покупать только 10 — 15, может быть, 20 процентов населения. Остальные не могут разрешить себе овощи. Такого никогда не было. Но! Без овощей, конечно, тоже плохо жить, но без лекарства просто невозможно! Когда займется этим мэрия? Мэрия даёт много денег. Вчера я слышу: они дают на какие-то школы за пределами Москвы, даже за пределами России, они дают ещё куда-то деньги, Лужков как будто свои собственные деньги распределяет. Все время дарит, дарит, дарит, видимо, ему выгодно. Но надо же подумать о других людях. Он же мэр Москвы, а не других городов. То он в Киеве что-то делает, то он в Крыму, то на Севере что-то строит... Моя просьба — разобраться, почему такие дорогие лекарства? Кто ворует эти деньги? Потому что они утверждали (Шанцев), что инвалидам сократили список в 2 раза, зато будут лекарства дешевле в аптеках для других. Но этого не происходит. Мало того, что инвалидам сократили список в два раза, так их тоже иногда нету в аптеках поликлиник.

10.07. 15:38. С вами говорит инвалид 1-й группы. Я стою на учете по оказанию материальной помощи в виде продуктов или помощи волонтера при собесе. Это Северо-Восточный округ. Я хочу сказать: последний раз, первый и последний раз, я получала продуктовый набор в ноябре. Звоню сейчас, спрашиваю: когда можно? "Нам не дают денег". А из печати я знаю, что отпускаются ежемесячно деньги на помощь малоимущим, больным. Лекарства выписывают теперь по два наименования, и то — те, которые есть в списке, указанном аптекой.

09.07. 21:43. Говорит Анна Михайловна. Я хочу сказать о том, что список лекарств, которые давали инвалидам труда бесплатно, уменьшили в два раза, их дают только в самом минимальном количестве — даже те, которые есть. Выступал по ТВ мэр, объяснял, что это очень хорошее мероприятие. А Шанцев — так тот вообще очень доволен. Он говорит: это большая экономия, это все очень хорошо. Какая же экономия, если в аптеке лекарства за баснословные цены? Значит, перестали инвалидам давать подешевле, а остальные цены, которые за плату, просто поднебесные. И никто этим не занимается, занимаются только выборами. Второе. Лужков осенью говорил: у нас столько овощей заготовлено, что хватит до Нового года. А я уже второй месяц плачу за морковку 25 рублей за килограмм. Привозную, не нашу. Она дороже заморских фруктов, дороже бананов. Откуда же нам из наших денег брать? А мы уже не говорим о других продуктах. Третье. Дают инвалидам раз в год продуктовую посылку. Одно дело два года назад давали за 150 рублей — были одни продукты. А теперь они решили опять на стариках больных сэкономить. Уже 100 рублей дали. И что же там есть? Я бы хотела, чтобы Шанцев и Боос питались такой пищей, чтобы они получали раз в год такие продукты.

09.07. 20:04. Я одинокий пенсионер и ветеран. Хочу обратить ваше внимание на постановление правительства Москвы # 360 от 27 апреля 1999 г. Речь идёт о дальнейшем развитии жилищно-коммунальной реформы. Хочу обратить внимание, что произошло увеличение стоимости за жилищные излишки сверх социальной нормы. И повысились они настолько, что мне за 12 лишних метров приходится ежемесячно доплачивать 54 рубля. Это при том, что пенсия была повышена на 50 рублей. Значит, берется больше, чем дается. Вот, собственно, и суть вопроса: это постановление бьет по льготным категориям - одиноким пенсионерам, ветеранам и инвалидам. Все, спасибо! До свидания.

09.07. 19:12. Я инвалид третьей группы по зрению, хотя мне положена вторая. Дело не в этом. Дело в том, что я стояла на бирже труда как безработная и получала небольшое пособие полтора года. В то же время я получала пенсию с лужковскими надбавками. Сейчас у меня собес удерживает лужковскую надбавку, и я получаю пенсию не 500 рублей, а 270. Я не скрывала в собесе, что стою на бирже, и на бирже я не скрывала, что получаю пенсию. Помогите мне, пожалуйста, выйти из этого положения.

09.07. 16:26. Я ветеран труда, труженица тыла. Ни российское, ни наше московское начальство не отметили нас ни в День Победы, ни в другой день. Нам дали (инвалидам) какую-то посылочку на 100 рублей. Это позор. Они знают, что мы тоже голосуем. Может, нам только для этого дали. Мы не можем купить себе самых элементарных овощей. Они дорогие, все очень дорогое, не говоря уже о лекарствах. Старым, больным людям невозможно купить лекарства, цены сумасшедшие... В Москве перед моим окном стоит ящик мусорный. Мне стыдно и страшно, я отхожу от окна, чтобы не видеть, как роются женщины и мужчины в этих ящиках. Надо Шанцеву на это посмотреть, ну, и мэру тоже не мешает. Они все устраивают с такой помпой, на все у них хватает денег. Зачем Шанцева подключают на выборы? Может, я даже проголосовала бы за мэра, а за Шанцева не хочу. Зачем его привязали сюда, что это за безобразие, кому он нужен? Мы ничего хорошего от него не видели. Вот он с лекарствами нам устроил. Все время занимаются показухой. Конечно, хорошо строить, памятники себе оставлять. Вот, мол, всё это построено при Лужкове. Так надо же работать не только на памятники, надо работать на тех людей, которые вас выбирают, которые всю жизнь работали и имеют право хотя бы нормально поесть.

08.07. 12:47. ... У меня комната в аварийном состоянии, потому что 5 лет назад у нас горела крыша, как раз над моей комнатой, и во время тушения пожара залили весь угол. Только через 4 года, то есть в 1998 году, сделали кровлю, и вот все эти четыре года лил дождь, шел снег. Угол комнаты совсем разрушенный, и в 1994 году составили акт о том, что комната нуждается в ремонте. В 1998 году крышу сделали, а о ремонте не говорят ни слова. Хотя комиссия постановила: чтобы сделать ремонт в комнате, меня необходимо выселить, так как комната нуждается в капитальном ремонте.

07.07. 21:35. Здравствуйте! Наши старики, которые всю жизнь проработали и остались без средств к существованию, даже если что-то вырастят на своих огородах, то спокойно продать это не могут. Даже если их не тронут милиционеры, с них обязательно снимут дань... Я была свидетельницей такой картины. Приезжает дедулька на своем разваленном автомобильчике, каком-то "Запорожце" или "Москвиче", уже не помню, только собрался продавать картошку, как к нему подходит армянин, берет с него дань (это было прошлым летом) в размере 50 рублей, почти 9 долларов. Я говорю: за что это? А он: это наша территория, мы эту территорию арендуем, это за уборку. А бабульки, которые хотят продать клубнику, жалуются, что их все время прогоняют с рынка подальше. Кстати, наши старики и пенсию не получают нормальную, и продать ничего не могут.

06.07. 13:09. Несмотря на заверения правителей города, что с 1 июля цены на продукты не повысятся после введения 2-процентного дополнительного налога, они резко подскочили. На сахар, например, цена поднялась от 6 до 25 процентов, на молочные продукты на 2 процента. Как на остальные, ещё проследить не удалось, потому что просто нет денег на покупку. То есть этот 2-процентный налог сильно ударил по карману нищих пенсионеров и низкооплачиваемых людей. В основном это, правда, умственного труда люди. Но им очень тяжело, может быть, иногда даже семейным тяжелее, чем пенсионерам. Не заботясь о малообеспеченных категориях людей, этот налог ввели в нашем богатом городе, в котором очень много богатых. И введен он тоже богатыми, очевидно, которые не считают каждую копейку, как приходится считать нам. Поэтому доверие к нынешнему руководству города, конечно, подрывается. До свидания.

06.07. 11:27. Здравствуйте, к вам обращается учитель математики средней школы. Педагогический стаж — 22 года. Пожалуйста, сделайте так, чтобы учитель мог чувствовать себя полноценным человеком, чтобы был достойный заработок, чтобы в школу шли люди. Сейчас работают только те, что сердцем приросли к профессии и не могут уйти на другую работу, держатся на одном энтузиазме. У меня двое детей. Кроме того, что их нужно обуть, одеть, я прекрасно понимаю, что необходимо образование. А муж? — могут некоторые возразить. — Он должен быть добытчик и так далее. Да, у некоторых, может быть, и зарабатывает муж. У нас в семье папа — судебный пристав, получает меньше меня. Да и причём здесь муж? Я говорю о нас, об учителях. Надо поднять престиж учителя, дать достойную заработную плату, чтобы мы имели по 18 часов, а не по 30, когда уже не чувствуешь под собой земли от усталости.

06.07. 11:12. Я коренная москвичка, преподаю в Московской медицинской академии им. Сеченова 25 лет. Мой оклад до 1 апреля этого года был 449 рублей, с 1 апреля стал 676 рублей, в которые входит материальная помощь от Лужкова Юрия Михайловича, - так нам сказали на кафедре. Руководство института не может прибавить зарплату преподавателям, мы всячески изощряемся, подрабатываем в школе. Нас даже не берут на 1,5 ставки в родном институте. С сегодняшнего дня, даже не с сегодняшнего, а с 1 июля, цены в моем микрорайоне Очаково на все самые необходимые продукты повысились не на 2 процента, а на 25. Достаточно составить простое уравнение. Хотелось бы знать, что будет всё-таки делаться для того, чтобы люди могли, в конце концов, хоть элементарно выжить?

05.07. 18:13. Я хочу поднять вопрос о положении учителя в городе Москве. Уровень жизни в Москве очень высокий, я имею в виду прожиточный, а уровень зарплаты учителя очень низкий. И все учителя живут за гранью бедности. Особенно те учителя, которые имеют на руках детей. К сожалению, сейчас положение такое, что очень много женщин в разводе, мужья не помогают, одна учительница вынуждена на одну зарплату тянуть себя, ребёнка, а иногда и двух. И тут, конечно, мысли не о том, как лучше дать уроки, а как выжить в этой ситуации. Я считаю, что если Вы хотите иметь хорошее образование, — а мы все хотим, чтобы у нас было хорошее, качественное образование, — то нужно немедленно решать проблему зарплаты учителям. Большое спасибо!

02.07. 00:02. Я хочу выразить своё недовольство работой Отдела социального обеспечения. В каждом районе организовали эти отделы и трубят, что они оказывают большую помощь одиноким пенсионерам. У нас такая помощь — один раз в год 108 рублей или один раз сходить в столовую. И я предлагаю менять этих работников, которые там работают много лет, обросли всякими проверяющими и плохо работают, обюрократились совершенно. И надо независимых проверяющих туда посылать. И вообще надо менять их почаще… Это район Выхино.

Если обобщить материал, то на первое место выступит следующее:

9.1. Социальная политика московского правительства сохраняет уравнительные принципы социального обеспечения и масштабного субсидирования социальной сферы, характерные для социалистической экономики. В Москве нетрудоспособные жители составляют половину населения. При этом Москва лидирует по уровню экономического неравенства. Часть пенсионеров успешно трудится, имея недурной ежемесячный доход, часть — существует, благодаря помощи родственников, часть обречена на неприкрытую нищету. Тем не менее, действующая система субсидирования и социальных льгот не позволяет защищать интересы малоимущих москвичей, и — за их счёт - поддерживает тех, для кого оказываемая социальная поддержка решительно не имеет никакого значения.

Любопытна при этом резкая контрастность между округами. Так, разница между нормативной (20%) родительской платой содержания ребёнка в детском саду и фактической платой (83,49 руб. в день) составляет скрытую дотацию, которую и бедные, и богатые семьи получают из городского бюджета. В первом административном округе такая скрытая дотация составляет 315,5 руб. в месяц, в третьем — 90,51 руб. в месяц, во втором — 33,17 руб. в месяц. В совокупности, по самым скромным оценкам, скрытые дотации составляют по Москве порядка 280 млн. руб. ежегодно.

Московское правительство предоставляет льготы по оплате услуг детских дошкольных учреждений представителям силовых ведомств и судьям, заведомо не относящимся к малоимущим слоям. Обеспеченные семьи отнюдь не стремятся помещать детей в частные детские сады, которых в Москве не более 20-ти. Москва имеет все возможности для того, чтобы полностью освободить от платы наиболее нуждающихся, повысив при этом плату для лиц со средними и высокими доходами всего до 117 руб. в месяц, что для них не представляет ни малейшего затруднения. На этом маленьком примере очевидны преимущества действительно адресной социальной поддержки нуждающихся семей.

Неудивительно, что из опрошенных нуждающихся семей только 5,2% оценили эффективность социальных льгот как высокую.

Главная трудность заключается в том, что действенная адресность социальной поддержки в принципе недостижима бюрократическими методами, что для её реализации необходима широчайшая опора на негосударственные благотворительные организации. В то же время бюрократическая система управления сказывается в чрезвычайной затрудненности реального участия городского сообщества в решении социальных проблем.

9.2. С 1992 г. по 1996 г. численность московских семей и одиноких москвичей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, сократилась с 406 тыс. до 323 тыс. человек. В 1997 г. очередь вновь выросла до 359 тыс. и практически не сократилась к концу 1998 г. В 1998 г. в Москве было обеспечено жильём лишь чуть более 2% нуждающихся (в среднем по России — 5 %), и при сохранении той же тенденции московским очередникам предстоит ожидать жилья в среднем 45 лет. Очевидно, что весьма дорогостоящая программа улучшения условий проживания москвичей зашла в тупик.

9.3. В области снабжения лекарствами 11 марта 1999 г. в Москве приказом Комитета здравоохранения за # 100 введена новая редакция Перечня лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или со скидкой. Вслед за этим последовал и приказ # 105 об утверждении стандартов медикаментозного лечения... Как в Перечне, так и в Стандартах лекарственные средства значатся под торговыми наименованиями, что прямо указывает на их производителя. Таким образом, вопреки Указу Президента за # 305 от 08.04.97 "О первоочередных мерах по предупреждению коррупции и сокращении бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", заранее предопределяется, продукция каких производителей будет закуплена. Этим исключается конкуренция как по ценовым, так и по качественным параметрам, не говоря уже о создании благоприятных условий для коррупции.

При нарастании трудностей для жителей Москвы в поисках качественной бесплатной медицинской помощи и вопреки активным социальным протестам, власти города закрывают больницы и поликлиники, включая популярную 32-ю больницу на Красной Пресне для создания на её месте хосписа для умирающих.

9.4. Достаточно чёткую картину реалий социальной политики даёт бюджет Москвы на 1999 и на 2000 год.

В целом финансирование социальной сферы на 2000 г. заложено в размере 29 млрд. руб., или 31,6% от общего объема расходов бюджета. Это весьма значительная сумма, ведь применительно к численности московского населения она составляет свыше 6 тыс. руб. на одного неработающего в год, или 500 руб. ежемесячно на одного неработающего! Проблема, по-видимому, заключается в способах и технологии расходования этих средств.

Уже отмеченный отказ от адресной поддержки приводит к тому, что, несмотря на значительные суммы, выделяемые бюджетом, расходы на бесплатные завтраки для учеников 1-4 классов из расчета 8 руб. в день на одного учащегося безусловно недостаточны, а компенсация на питание учащимся 5-11 классов определяется из расчета 2,5 руб. в день, т.е. 75 руб. в месяц.

В тех случаях, когда мы всё же имеем дело с адресной поддержкой, возникает немало вопросов.

Прекрасно, что на цели поддержания детей-сирот предусмотрена выплата единовременных пособий, однако размер пособия в 10 тыс. руб. не сопоставим с минимальными потребностями человека, начинающего самостоятельную жизнь после выхода из образовательного учреждения, да ещё с учетом московских цен. На эти цели в бюджете 2000 г. предусмотрено 3,5 млн. руб. (чуть больше, чем премия сотрудникам Финансово-хозяйственного управления мэрии в связи с выборами в Городскую Думу 1998 г. — 3 млн. руб.). Затраты на бесплатное питание особо нуждающихся и бездомных заложены в размере 37,4 млн. руб. Затраты на продуктовые наборы для остро нуждающихся пенсионеров и инвалидов определены в 30,4 млн. руб.

Соотнесем эти величины с рядом выплат из Резервного фонда, которые — в отличие от субсидий на науку, спорт, культуру и искусство — имеют отчётливый макрополитический характер, связанный с политическими интересами мэра, но не с непосредственными интересами города.

Так, для фонда поддержки вполне достойного, но не имеющего отношения к московским делам музейно-выставочного комплекса М.Т.Калашникова в Ижевске выделено 5 млн. руб.

Для временной финансовой помощи ОАО "Надежда" в Мордовии — 5 млн. руб.

Правительству Кабардино-Балкарской Республики в виде временной финансовой помощи — 70 млн. руб.

Для возмещения приобретения медикаментов и детской обуви Баргузинскому району Республики Бурятии — 1 млн. руб.

На финансирование программы издательских работ ОАО "Издательский Дом "Пушкинская площадь" — 40 млн. руб.

На ремонт здания Республиканской школы искусств республики Тыва — 2,5 млн. руб.

И ещё — на завершение ремонта той же школы - 2 млн. руб.

Администрации г. Тулы на выплату зарплаты работникам жилищной сферы и жилищно-коммунального хозяйства — 30 млн. руб.

На программу "Великий Устюг — родина Деда Мороза" — 2,2 млн. руб.

На строительство школы в г. Великий Устюг — 1,46 млн. руб.

На организацию концерта и приобретение ценных подарков для участников завозной кампании урожая 1998 г. — 2,6 млн. руб.[1]

На оказание помощи Республике Алтай — 3 млн. руб.

Исключив около 100 млн. руб., разложенных на разные департаменты для дополнительного финансирования проведения Детских и юношеских игр, мы всё же получим сумму 157 млн. руб. Или в 2 раза больше, чем на всю молодёжную политику!

В свете этого, суждения о социальной направленности московского бюджета, муссируемые СМИ, подконтрольными московской власти, перестают выглядеть столь убедительными.

Если к тому же оценить масштаб сумм, выделенных в 1998 г. московским правительством из свободного остатка бюджетных средств на 1 января 1998 г., — а именно 340 млн. руб., предоставленных в виде временной финансовой помощи (о возврате которой, разумеется, не может быть и речи) Нижнему Новгороду, Рязанской и Тульской областям (знаменитым своими прокоммунистическими действиями), Рязанской, Смоленской, Ярославской, Кемеровской областям, — то в социальной направленности городской политики придётся усомниться ещё более.


Альтернативы:

Четкое обособление бесплатной и коммерческой медицинской помощи, принятие действенных мер по регулированию стоимости наиболее необходимых лекарственных препаратов за счёт корректировки списка препаратов и компенсации из городского бюджета и, главное, — участие города в стимулировании производства отечественных препаратов в зоне российского Центра.

Отказ от безадресной социальной поддержки, за счёт чего средства, выделяемые в рамках бюджета, могут использоваться таким образом, что действительно наиболее нуждающиеся получат в два-три раза большую помощь, чем в настоящее время. Наряду с практическим смыслом, эта мера имеет огромное прямое социальное значение, восстанавливая социальную справедливость, исходно нарушенную ныне действующей схемой поддержки нуждающихся.

Отлаживание работы низовых, районных муниципальных служб взаимодействия городской администрации с добровольными благотворительными организациями, с юридическими лицами, готовыми к оказанию адресной помощи наиболее нуждающимся; рассмотрение сферы социальных работ как приоритетной области формирования новых рабочих мест.

По ориентировочным, но вполне обоснованным подсчетам, Москва нуждается как минимум в 100-150 тыс. рабочих мест в сфере социальной поддержки. Финансирование их создания, обучение и контроль за деятельностью сферы социальной поддержки выступает как приоритетная задача городской администрации. И именно на эти цели целесообразно направить максимально возможную часть резервного фонда мэра.


Оглавление доклада

§ Введение

§ 1. Статус Москвы и московской административной системы

§ 2. Стратегия развития города

§ 3. Структура и стиль городского управления

§ 4. Экономическая политика городских властей

§ 5. Инвестиционная деятельность московского правительства

§ 6. Бюджетная и финансовая политика

§ 7. Жилищная политика

§ 8. Экологическая политика и профилактика здоровья

§ 9. Социальная политика

§ 10. Политика в области здравоохранения

§ 11. Политика в области образования и культуры

§ 12. Стратегия развития и политика на рынке труда

§ 13. Потенциал общественного самоуправления

§ 14. Кадровая политика и управление в системе городской власти

§ 15. Открытость московской власти


Примечания:

[1]
Последнее особенно любопытно: теоретически именно поставщики во всём мире выплачивают маржу при оптовых закупках, в Москве им выплачивается премия.