| В передышках процесса сборки икейских ёмкостей наблюдал подряд 
                два воскресных толковища. Одно  у Третьякова: предметному знанию 
                у Зайончковской и Вишневского, которые знают о демографических 
                и миграционных процессах в России все или почти все, по сценарию 
                противостояли попытки известных господ, включая экс-мэра Попова, 
                произнести нечто членораздельное по вопросу, о котором они не 
                имеют ни малейшего представления. Другое  у Познера: попытки 
                присяжных говорящих голов хоть что-то внятное сопоставить с чёткостью 
                позиции Чубайса (Анатолия, разумеется) по вопросу приватизации 
                выглядели скорее жалко. Любопытно и то, что оба ведущих давно 
                отвыкли от того, чтобы всерьёзготовиться к посиделкам. Мы живем в очень специфической ситуации: от интеллигентов XIX 
                века унаследовано заимствованная у европейцев склонность рассуждать 
                (по воскресеньям) исключительно о высоком. Им, европейцам, хорошо: 
                у них дела низменные давно идут в почти автоматическом режиме, 
                поскольку довольно давно высохли кровь и пот, которыми эта автоматика 
                далась. У нас иначе, и по этой причине надо бы для начала научиться 
                понимать скучные, отнюдь не возвышенные вещи. Учиться их слушать 
                и слышать. Учиться говорить о сути дела способом, внятным для 
                сколько-нибудь вразумляемой особи. Похоже, что об этом догадались в Государственной думе, где в 
                пятницу единороссы взбунтовались против собственной податливости 
                при штамповке законопроектов, вылетающих, как бумажные голуби, 
                из недр правительственной машины. Это хорошо. Или почти хорошо, поскольку документы, порожденные 
                в правительстве, сочиняются очень узким кругом экспертов, постоянно 
                работающих на правительство  в ЦСР, в Институте экономики города 
                да ещё в Институте экономики переходного периода. Затем два редакторских 
                процесса  в самом правительстве, где обычно «чужих» экспертов 
                и не слышат, и слышать не стремятся, и в парламенте, где редкое 
                общение с внешними экспертами имеет характер случайный и спазматический. 
                Странности этих документов, изготовляемых в огромном количестве, 
                имеют системный характер по двум причинам. Одна структурная: всеобщий вопль о необходимости законодательных 
                новаций оправдан и в этой своей оправданности создаёт стресс  
                хороший закон, тем более хороший кодекс, как минимум требует времени 
                и со спешкой несовместим. Другая  техническая, напрямую связанная 
                с первой: действительно трудно заниматься кропотливым анализом 
                каждой статьи, удерживая при этом образ целого. Трудно, значит, 
                нуждается в компетенциях, каких кругу весьма квалифицированных, 
                но так или иначе идеологически заангажированных экспертов не будет 
                достаточно, если такой круг узок. У нас и впрямь любят обсуждать нечто «в целом» и «вообще», что, 
                с одной стороны, позволяет до боли привычным говорящим головам 
                сохранять хорошую мину при любой игре, а с другой  делает всякий 
                диспут пародией на дискуссию, поскольку аргументы не встречаются, 
                а проскальзывают один мимо другого, как встречные поезда. Мы никак не можем привыкнуть к тому, что речения политиков предопределяют 
                условия нашего же бытия не непосредственно, а через чрезвычайно 
                пресные вещи вроде статей закона. Эти статьи выражают философские 
                воззрения куда в большей мере, чем отраженный практический опыт. 
                Если же учесть, что философские воззрения в наше время усваиваются 
                скорее через слова говорящих голов, чем путем чтения старых диалектиков, 
                то круг замыкается. Юристы оформляют законы, содержание которых 
                формируют люди, находящиеся в позиции экспертов, и... круг замыкается 
                вторично. В устоявшихся обществах закон по преимуществу оформляет накопившиеся 
                нужды практики, в нашем транзитном состоянии вокруг каждого закона идёт подспудная, редко осмысляемая самими участниками борьба установок. 
                Одни установки ретроспективны  осознанно или нет, через них транслируется 
                стремление вернуться в патерналистское государство как в материнскую 
                утробу. Другие проспективны, они выражают нацеленность на то, 
                чтобы сделать шаг к освобождению от Отца, при этом не впадая в 
                излишества малограмотного либерализма или вовсе безграмотного 
                анархизма. Иногда экспертный круг удается расширить  пока ещё не до того, 
                как закон принят по всех чтениях, а после. Так случилось, к примеру, 
                в тот момент, когда проблемы жилища и, ещё того хлещё , проблемы 
                родимого ЖКХ были с удовольствием сброшены на неокрепшее Министерство 
                регионального развития. Зарплату служащим там платят, но денег 
                на деятельность им дать не торопятся. В прошлую пятницу в компании очень разумных людей я затратил 
                два часа интенсивной работы на то, чтобы разобраться в смысле 
                и, главное, в направленности всего шести статей одной главы из 
                множества глав Жилищного кодекса. Тут ссылкой на Мишеля Фуко или Фукуяму не отделаешься. Тут думать 
                надо. В самом деле, а что является объектом жилищных прав? Почему 
                никак нельзя согласиться с авторами Кодекса, когда они в начале 
                XXI века называют жилым помещением комнату (что справедливо для 
                общежития или, скажем, комнаты на маяке или на спасательной станции) 
                и при этом забывают о многоквартирном жилом доме как интегральной 
                системе? Что мы можем себе позволить в том состоянии умов, какое 
                есть: надеяться на неспешное приучение людей к мысли о необходимости 
                добровольного страхования жилища или в стиле Петра Великого учить 
                их этому силой закона, введя обязательное страхование? А если 
                рискнуть ввести, то  уже за рамками законодательной работы  
                какие инструменты растолкования и убеждения следует применить, 
                как и кому поставить задачу, чтобы новая норма не вызвала такую 
                же слепую ярость, как монетизация льгот? Некий заунывный драматизм ситуации заключается в том, что я, 
                со своим ограниченным опытом, могу заполнить такими вопросами 
                множество страниц, тогда как большинство милых, образованных людей 
                считает, что эти низкие вещи можно оставить чиновникам, нисколько 
                о них не заботясь. О, если б это было так! Простой арифметический подсчёт показывает: для действительно 
                серьёзной проработки Жилищного кодекса нужно затратить не менее 
                трёх месяцев напряженной работы дюжины неслуживых экспертов, а 
                затем ещё (в лучшем случае) столько же, чтобы убедить служивых 
                экспертов. И ещё в лучшем случае столько же, чтобы убедить чиновников, 
                расписанных по множеству ведомств, и депутатов. Накинем для верности ещё квартал  меньше года никак не получается, но ведь власть, 
                медлительная в делах практических, бывает очень нетерпелива, когда 
                речь о бумажной работе. Как сказано в Псалме XCIII, Oculus habent et non videbunt (имеют 
                очи, но не видят). |