Использование
этой двусмысленной формулы Алексием II, недавно вновь публично утверждавшим
оруэлловскую формулу равенства обитателей фермы,
из которых одни равнее других, заставило вздрогнуть. Практически
не только нечестивые протестанты и тем более богопротивные кришнаиты,
но и неверующие теперь подозрительны.
Достали!
Было время: дружина конунга Владимира загнала народ в речку и объявила его христианским. И было время: президент Ельцин явил миру благостное выражение лица, держа свечечку в мощной длани. Президент может быть верующим сколько его душе угодно, но вид начальствующих в церкви, размноженный телевизионными каналами, перестаёт быть личным делом начальствующих, преобразуясь в откровенный знак нарушения принципа отделения церкви от государства.
Конституция, в несокрушимости которой нас уверяют, нарушается с самого верха, и только врожденная лень, подкрепленная сомнением в объективности басманного правосудия, препятствует тому, чтобы обратиться к судебной защите.
Асимметрия в государственной архитектуре всегда рискованна. Как гражданин я
чту право каждого на веру по вере его, но так же точно имею право
на защиту от напора не столько немногочисленных староверующих,
сколько новообращенцев. Страна как была языческой, так и осталась,
однако, отвечая на вопросы анкет, все большее число людей считает
необходимым на всякий случай назваться православными. Отчасти
дело в моде, отчасти в опаске, но когда без освящения не открывается
едва ли ни один новый офис, когда святой водой кропят подлодки
и ракеты, здания школ и казино, когда московский набольший начальник
отзывает собственное разрешение, в полном соответствии с законом
выданное кришнаитам
несколько смешноватым в нашем климате, разум закипает.
Можно понять, что, испытывая неудобство от дефицита как идеологии, так и гражданских
институтов, власть не прочь ухватиться за институт церкви, у которого
есть неоспоримое достоинство исторической древности. Можно понять,
когда, уподобляясь давнему купечеству, строившему церкви куда
охотнее, чем школы, вчерашние бандиты расставляют часовни на всяком
месте, надеясь, что "оно поможет". С некоторым усилием можно понять,
почему православная иерархия, опасаясь конкуренции со стороны
динамичных протестантов, предпочитает взывать к государству на
предмет борьбы с "нетрадиционными" церквями, вместо того чтобы,
объединив с ними усилия, пытаться противостоять реально опасному
сектантству. Выше моих умственных способностей понять, на каком
основании в нашей стране, отнюдь не отличающейся патологическим
трудолюбием, Рождество или Пасха учреждаются как дополнительные
государственные праздники, а, скажем, Науруз нет. Впрочем, в
Татарстане как раз и учреждается,
что вряд ли способствует жизненно важной задаче сохранения единства
пространства культуры, тем более что массив вполне "традиционного"
ислама разрастается, обнимая значительную часть Оренбуржья, Ульяновской
или Пензенской губерний, Чувашии и Мордовии.
Понять, однако, можно многое, хотя не всякое объяснение есть оправдание, но
когда дрогнуло экс-министерство образования, а телевидение даёт все больше места высокомысленным рассуждениям откровенных сторонников
уваровского
триединства наряду с платными зазывами магов и чародеев всех мастей,
пора строить Сопротивление.
Школа критический рубеж. Такой же или ещё более важный, чем
вопрос о свободе пикетов, митингов и демонстраций, всё же вызвавший
наконец публичную
реакцию. (Кстати, в
Сокольниках участников митинга по поводу планируемого сноса
домов фотографировали, а затем одних оштрафовали, а от других
милиция требовала объяснительных записок, так что закон в поправленном
после протестов виде очень нужен.) Не следует верить убаюкивающим
разговорам о том, что речь хотя бы в Москве о факультативе
(да продлятся дни госпожи
Кезиной), о невинности курса основ православной культуры:
коготок увязнет всей птичке пропасть! Дело не в частностях.
Фальшива сама постановка вопроса. Было бы смешно возражать против
того, чтобы в школе узнавали хоть что-то о том, что религия
стержень формирования и развития культур в течение тысячелетий.
Для этого требуется одно: сделать наконец качественный интерактивный
курс всеобщей истории для школы. Курс, в котором наряду с панорамой
развития технологии и социальных институтов найдётся место для
истории мысли, включая Сократа, Лао-Цзы, книгу Бытия, заповеди
Моисея, речения Будды, Нагорную проповедь и тексты изумительного
диалектика, известного под именем апостола Павла,
и избранные тексты Корана и Сунны.
Задача из класса решаемых.
Воскресные школы при церкви превосходно, лишь бы ретивые местные власти не стали делать их посещение практически обязательным. Школа же есть светский институт светского государства Россия, как и светский институт светского государства США, где по решению суда из кабинета директора школы была убрана даже не икона, а картина религиозного сюжета; или Франции, где республика, пусть с немалым запозданием, пошла на крайний риск, запретив ношение в школе крупногабаритных знаков религиозной принадлежности.
Там осознали, что школа это критический рубеж, пора бы и нам. |