| Мы зацепили в передачах треть российских регионов. Индивидуальность 
                режима есть в каждом и из оставшихся двух третей, но типология 
                не безразмерна. Пора подвести некий итог нашему обзору. Просматривается значительная растяжка вариаций. На одном полюсе «могикане» из группы ельцинского призыва. 
                Это патерналисты, вроде Виктора Кресса в Томске, 
                Минтемира Шаймиева в Татарстане, 
                Виктора Ишаева в Хабаровском 
                крае, или Эдуарда Росселя в Свердловской 
                области  опытные, в меру жёсткие руководители, в разной степени, 
                но безусловно ответственные. Часть из них настроена на сохранение 
                статус кво, иные  на сдержанное развитие. На другом полюсе  молодые менеджеры, вроде Алексанра Хлопонина 
                в Красноярском крае, Дмитрия 
                Зеленина в Твери или Георгия Бооса в Калилнинградской 
                области, ориентированные на успех, на модернизацию, жёсткие. 
                Общим их пороком является обычно недооценка человеческой стороны 
                дела, вера в энергетику бинес-схем. Между двумя этими полюсами целая гамма разных форм и степеней 
                некомпетентности: от генеральской до бизнес-нахрапистой, или бизнес-клановой, 
                при практической приватизации власти в интересах тех или иных 
                групп. Само по себе поштучное внимание к субъектам федерации и их главам 
                небесполезно, но при этом легко упустить из вида основания реальной 
                власти, её удержания и её утраты. Сложная процедура избрания-назначения глав регионов усилила позицию 
                полпредов Президента  они представляют кандидатуры Президенту 
                и умножила роль законодательных собраний  они голосуют. И в 
                случае Нижнего Новгорода были готовы голосовать против прежнего 
                губернатора Ходырева, даже если бы Президент его представил. Можно 
                тем самым говорить о трансформации институтов власти. Тысячи новых мунципалитетов, пока неопытных и разобщенных, в ближайшем 
                будущем сформируют региональные ассоциации  значит, на политической 
                сцене появятся новые субъекты. А само богатство форм конфликтов! Конфликт между централизаторской 
                деятельностью федеральной власти, которая должна стягивать в кулак 
                экономические силы, чтобы противостоять мощному давлению на Россию 
                извне, и региональной властью, которая стремится стянуть ресурсы 
                под собственный контроль. Примеров здесь немало, но, наверное, 
                самый заметный  между Центром и президентом Республики 
                Саха-Якутия Вячеславом Штыровым  вокруг алмазного бизнеса 
                и роли в нём государства. Конфликт между местными элитами, где власть и бизнес нелегко 
                отличить одну от другого, и московскими финансовыми группами, 
                которые стремятся формировать собственные надрегиональные бизнес-княжества. 
                Губернаторы, подобно Евгению Савченко на Белгородчине, вынуждены 
                раньше или позже делать выбор между сильными конкурентами, или, 
                как Сергей Дарькин в Приморье, лавировать в поле интересов легальных 
                и не очень, местных, московских, китайских и японских бизнес-групп. Чего почти не наблюдается, так это конфликта населения со своей 
                региональной властью  отчасти потому, что эта власть умеет перенаправить 
                недовольство людей действиями Центра, чему неуклюжесть Центра, 
                вроде закона о монетизации льгот, весьма помогает. Отчасти потому, 
                что Центр научился сбрасывать давление в котле, как это случилось 
                с аккуратной добровольной отставкой генерала Шаманова в Ульяновской 
                области. Самый, быть может, болезненный конфликт  между главами регионов 
                и главами крупных городов, особенно если они  региональные 
                столицы. Такой конфликт присутствует почти всегда, что понятно: 
                у мэров есть основания переадресовывать претензии горожан губернской 
                власти, которая города-доноров ощипывает изрядно. У губернаторов 
                и президентов есть основания подозревать мэров своих столиц в 
                желании занять их кресла, как было, к примеру, с мэром Перми, 
                а потом Пермским губернатором, и нынешним министром природных 
                ресурсов Юрием Трутневым. В одних случаях, как в Казани, дело 
                кончается мирно и даже продуктивно. Набиравший силу и популярности 
                мэр стал полпредом Президента Путина в Дальневосточном федеральном 
                округе, а мэра в Казани больше нет  завершен конкурс на 
                должность сити-менеджера. Нередко, однако, такое противостояние 
                приобретает совершенно болезненные формы, как в случае Пскова, 
                Краснодара, Костромы 
                или Твери. Главная беда в том, что редко когда губернаторам 
                хватает мудрости и терпения, чтобы справиться с задачей персонального 
                порядка, найдя приемлемый компромисс, не нанеся урон городу и 
                его населению. Паны дерутся  у холопов, как известно, чубы трещат. 
                Вот и Дмитрий Зеленин не удержался: что там у них с отстраненным 
                от должности мэром  суд разбирается, а вот Тверь недофинансирована 
                недопустимым образом. Более того, губернаторы, распробовав вкус закона об 
                основах организации местного самоуправления, жаждут добиться 
                полного контроля над непокорными столицами  следствием этого 
                стал новейший проект поправки в закон. Суть поправки проста: дать 
                региональной власти право перехватывать полномочия мэров при ближе 
                не определённых обстоятельствах. Это подводит нас к явной необходимости начать следующий цикл 
                 обсуждение законов и целых кодексов, влияющих на всех и каждого, 
                на каждый регион. Влиять то они влияют, и на шансы национальных 
                проектов в том числе, но только большинству людей нет ни охоты, 
                ни времени разбираться, как именно влияют, добираясь до сути сквозь 
                десятки статей и сотни параграфов. Попробуем это сделать в предельно 
                ясной форме, не размениваясь на частности. |