Челябинская область '06

Год парламентских выборов ещё не наступил, но уже всё — начало отопительного сезона, поножовщина на рынке, проверка школ на пожарную безопасность — обретает политическое измерение. Вот случилась Кондопога — примчался федеральный народ, приехал глава Карелии Сергей Катанандов, мэра никто не видел… А он что был, что его не было, значения не имело. Фигура сугубо номинальная — всем в городе заправляет ЦБК, целлюлозно-бумажный комбинат, т.е. его генеральный директор, Виталий Федермессер. Гендиректор, недавно ставший почётным гражданином Карелии и выдвинутый кандидатом в республиканский парламент от "Единой России", надо полагать, на минуту упустил повод на холке Кондопоги, где муниципальной политики отродясь не бывало.

Потом были беспорядки в Вольске — их вероятность была очевидна давно. Там один из центров силы — Военное Училище тыла, воспитанники которого ещё 5 лет назад тратили не менее миллиона в месяц на наркотики, а сейчас что-то, наверное, разладилось в давних договоренностях между милицией и этническими общинами…

Обычно на слуху отношения губернатора и мэра губернской столицы. Эти отношения важны, и мы будем к ним обращаться. Но на шахматной доске политики в её региональном измерении немало и иных фигур. Это губернаторские команды, внутри которых подспудная борьба за будущее идёт с момента вступления шефа в должность. Это трансрегиональные корпорации, и дирекции предприятий-монополистов, тень которых накрывает собой все проявления жизни в кругом зависимых от них городах. С недавнего времени это ещё и партийные команды, и "Единой России" все чаще приходится бороться за сохранение большинства, недавно, казалось бы, захваченного навсегда. Это теневые структуры, в которых сам черт не разберет, где кончается криминал лихих 90-х годов, и где начинается чиновничий истеблишмент, в который входят отнюдь не только муниципальные служащие, но и служивые из региональных управлений федеральных ведомств. Местная политическая карта ещё сложнее, но и сказанного довольно чтобы понять: раз есть политика, есть и политики, которые редко, лишь по особым случаям упоминаются в информационном пространстве страны.

Вот, скажем, Челябинск, о котором говорили больше всего в связи с несчастным рядовым Сычевым, именно здесь лишённым здоровья.

Здесь яркая фигура — челябинский мэр Михаил Юревич. Из новых мэров, хотя и с политическим опытом. Новых — потому что он по-настоящему богатый человек. Медиамагнат регионального масштаба. Совладелец и общественный руководитель мучного и макаронного концерна "Макфа". Общественный — потому что до избрания мэром этой весной, с 99 года был депутатом Государственной Думы. Иными словами, он — человек независимый! За короткое время в должности Юревич добился популярности, которая удивила матерых экспертов. Если опросы точны, то за полгода число довольных городской властью успело превысить число ею недовольных. Поразительно, но семеро из 10 положительно оценили работу мэрии по ремонту и строительству… дорог!

Юревич настолько независим, что прищемил хвост ряду предпринимательских структур, которые при мэре-долгожителе Вячеславе Тарасове чувствовали себя в городе уж очень комфортно.

К восторгу "зелёных" Юревич отказался от строительства мусоросжигающего завода и договорился с областью о строительстве цивилизованного полигона твердых отходов. Готовится изменить устав города и объединить в своем лице функции городского головы и Сити-менджера и, пожалуй, имеет шанс выиграть.

Такая успешность — штука рискованная.

У предпринимателя Юревича были счеты к администрации губернатора Сумина, но мэр Юревич с губернатором не воюет. Выступая на собрании Ассоциации уральских городов, президентом которой он избран, он прямо обвинил федеральные ведомства в том, что именно они саботируют реализацию национального проекта "Доступное жильё ". А ведь федералы охотно обвиняют именно муниципалов в торможении проекта. Тысячи гектаров в городе — это участки, находящиеся в федеральной собственности и не используемые десятками лет, зарастая бурьяном. Более того, федеральные ведомства начали отнимать у городов куски территории, и даже если удастся эту землю отстоять или вернуть по суду, на это уйдут годы. Поддержанный коллегами Юревич настаивает на увеличении доли города от подоходного налога вместо обещанных субвенций. Открыто продвигает своего кандидата на пост главы соседнего района — ключ к бесконфликтному развитию города.

Это внятная политическая позиция, и в конце августа мэр опубликовал имена тех начальников из областного ФСБ, кто своими средствами блокирует разрешение спора между городом и Росимущества по поводу лакомой территории, в одночасье переданной одному из НИИ.

Намерен Юревич претендовать на губернаторство или нет — не имеет значения. И губернские чиновники, и предприниматели, которым с новым мэром стало неуютно, в этом убеждены. Значит, будут действовать.

Позиция мэра губернской столицы сама выталкивает его в поле региональной политики, и желание немалого числа российских губернаторов покончить с выборами городских глав в столицах областей вполне объяснимо.

Жителей никто спрашивать не собирается.


Из программы "Реальная политика",
20 сентября 2006 г.

См. также

§ Новая атака на крупные города — следствие слабого выступления там «Единой России»

§ Челябинская область '07



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее