S.P.Q.R. a.o.

Пойди туда, не знаю куда. . . Излюбленная фраза старых сказок в поисках чего-нибудь привлекательного в рубрике "археология и антропология" завела меня на любопытное толковище.

Всякий, кто хотя бы разглядывал картинки в учебнике истории, знает, что аббревиатура SPQR, глядящая на толпу туристов с триумфальной арки Тита, означает Сенат Римского Народа. Кое-кому известна игрушка под тем же наименованием, разработанная группой, ранее именовавшей себя CyberSites. Милая игрушка в жанре Myst, как всякая забава такого рода одним быстро приедающаяся, тогда как другим, вроде меня, довольно лишь глянуть, как она устроена, оценить дизайн и сценографию, тогда как разбираться с тайниками и ключами попросту лень.

Чуть более года назад разработчикам и критикам игрушки пришла в голову поначалу сугубо маркетинговая идея: нарастить на ней форум. За этот год виртуальный Рим рос и развивался, выстраиваясь как бы в соответствии с реальной историей по родовым фамилиям (регистрируясь, выбираешь — Фламиний ты, Флавий или, к примеру, Фурий), но в действительности сохраняя собственное игровое эго в неприкосновенности. Опять-таки в соответствии с историей, единожды основанный Рим не мог не разрастаться, включив в свою орбиту Афины и Египет и Вавилон. Впрочем, эклектика не возбраняется, посему здесь можно обнаружить и Мачу-Пикчу и даже Нью-Йорк (что в качестве древнего поселения не лишено забавности).

Забава забавой, однако всемирное сообщество граждан (netizens) созвездия AncientSites разрослось настолько, что насчитывает сегодня почти 40000 душ. В течение суток число душ online колеблется между двадцатью и сотней в каждый момент времени. Ежедневно обновляются "новости", есть квизы для любителей квизов, выход в игру для играющих, недурно сделанные экскурсии (Акрополь, Форумы, пирамиды и пр.). Куда важнее десятки дискуссионных групп вокруг всяческих шутейных дел, вроде сооружения Aqua Fennica — Crapula Mundi, то есть водкопровода, кажется, из Финляндии; вокруг совершенно деловых сюжетов, вроде техник преподавания античной истории в школе, или вокруг клубной увлеченности древнеегипетским и иным искусством. И всё же главное — установление персональных контактов, начинающихся как правило спровоцированным звучанием избранного имени, нечаянным визитом в его или её "домус", определением избранного для игры занятия, прочтением вывешенного у входа приветствия, затем — текста, начертанного в кабинете, библиотеке или в саду-атриуме. Верно понимая осторожность любителей древности, устроители сайта позаботились о том, чтобы "приручение" в стиле Лиса из "Маленького Принца" происходило как можно деликатнее, с возможностью отступить или скрыться в любой момент.

Милых, крепко и не без юмора сколоченных мелочей, вроде накопления "капитала" в драхмах или сестерциях в зависимости от частоты собственных посещений, числа визитов и посланий к домовладельцу, здесь много. Меня, однако, заинтересовало другое.

40000 граждан — это, пожалуй, образованная элита Рима с Августа до Диоклетиана. Это такое множество, в рамках которого осуществимо почти бесконечное дробление и взаимопересечение групп в сфере культурной ориентации, тем более что контекст культурной общности задан здесь не менее сильно, чем в кругу фэнов некого бейсбольного клуба или поп-звезды. Там круги шире, но структура существенно беднее — в полном соответствии с единственным серьёзным различением между культурой массовой и элитарной, в которых обращаются преимущественно те же ценностные единицы, вроде портретного бюста Нефертити.

Всё же занятно, как воскрес эпистолярный жанр в эпоху, казалось бы, полного замирания переписки, придушенной телефоном. Переброс записочками — то короткими, в несколько слов, то довольно длинными — осуществляется в сети с большей скоростью, чем в забытой системе пневмопочты, в целом не пережившей эпоху чарльстона. Такой обмен текстами-эфемеридами чарующе необязателен и именно потому затягивает. Как и ряд других, сайт AncientSites может быть уподоблен, казалось, давно забытому бал-маскараду, длящемуся изо дня в день, с тем лишь отличием, что и выйти и войти не стоит труда. Известно, как большинству сколько-нибудь воспитанных людей трудно обратиться к незнакомому человеку с вопросом, замечанием, тем более предложением. Известно, что почти бесполезно слать записочку лектору: если содержимое вопроса требует минимальной концентрации внимания, тот отмахнется или отшутится. Маска, закрывающая лицо древним именем, замечательно освобождает от застенчивости, ведь никто никого не держит за пуговицу. Соприкоснулись две маски, обменялись приветствием и разошлись или не разошлись: в рамках контактов, рожденных сайтом, было организовано уже немало международных симпозиумов, где маски оказывались излишними (тем более что ведь сразу же после, при нужде можно натянуть на лицо другую маску, взять новое имя и начать всё заново).

Резюмирую: AncientSites — превосходная лаборатория культурологических исследований, данная культурологу даром. Беда лишь в том, что абсолютное большинство культурологов мира, включая кумиров минувших дней, привольно рассуждая о конструкциях и деструкциях знаковых взаимодействий, не имеют ни малейшего представления о том, что, благодаря Сети, культурология уже приобрела черты экспериментальной дисциплины. В большинстве своем они и не хотят оскоромиться новым для себя знанием, ведь в экспериментальной лаборатории полагается работать наедине с опытом.

Славус Куриус, Римский гражданин.


Опубликовано в "Русском журнале", 26.05.1998,
под псевдонимом Славус Куриус

См. также

§ Вертижинизм: становление киберэстетических систем



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее