| "Дело жизни Адриано Оливетти», «Казус Оливетти», «Феномен Оливетти»  подобные заголовки статей и фотографии 
                интеллигентного, седеющего человеке до недавнего времени часто 
                появлялись на страницах западных газет. Пишущие и счетные машины 
                с маркой «Olivetti» завоевали мировой рынок. Как же 
                это произошло? В чем заключается «казус Оливетти» ?  
                 
                  |  |   
                  | Адриано Оливетти |  С первого взгляда история фирмы «Оливетти» очень напоминает 
                набившую оскомину историю Форда, ставшую легендой. Многие газетные 
                статьи именно в таком ключе и преподносили материал: талантливый 
                механик сконструировал удачную пишущую машинку, был удачливым 
                и осторожным дельцом, основал и расширил собственное дело, передал 
                его сыну, который превратил скромное предприятие в одну из самых 
                экономически активных фирм Италии. В подобном изложении много 
                правды, но дело обстоит, конечно, куда сложнее и интереснее. Фирма была основана в 1908 году инженером Камилло Оливетти, 
                      в прошлом профессором Станфордского университета (США), 
                      хорошо знакомым с Эдисоном, широко образованным человеком, 
                      поклонником Рёскина и Морриса. Первая машинка М-1 действительно 
                      была сконструирована им самим и привлекла всеобщее внимание 
                      простотой и надежностью конструкции[1]. 
                 
                  |  |   
                  | Логотип Оливетти |  Камилло Оливетти интересовался не столько финансовыми, 
                      сколько инженерными проблемами и стремился обеспечить мало-мальски 
                      сносные жизненные условия для своих рабочих. Хороший инженер 
                      и страстный любитель искусства, Оливетти-отец не мог мириться 
                      с убожеством, царившим в промышленном искусстве. Уже в 1912 
                      году он писал: «Эстетическая сторона 
                      конструктивного решения машинки также требует особого внимания... 
                      Пишущая машинка не должна быть оформлена в сомнительном 
                      вкусе. Она должна иметь внешность одновременно серьёзную 
                      и элегантную..." 
                 
                  |  |   
                  | Эскизы Ниццоли к машинке «Графика» |  Его сын, Адриано Оливетти, окончил Туринский Политехнический 
                      институт, некоторое время проработал на фабрике отца. В 
                      1925 году он отправляется в США, чтобы изучать современную 
                      технологию, организацию производства, сбыт, рекламу, современные 
                      конвейерные линии, построенные на аналитическом принципе. 
                      Изучал он всё это более чем добросовестно, а выводы, сделанные 
                      им, были (конечно, для своего времени и своего класса) более 
                      чем оригинальны. Через двадцать лет в книге «Общество, 
                      государство, коммунита» он пишет: «Опыт 
                      первоначальной работы, когда я изучал проблемы научной организации 
                      труда, хронометраж, убедил меня, что человек и машина решительно 
                      враждебны друг другу... Я осознал ужасную монотонность и 
                      тяжесть повторяющихся движений в бесконечной работе у сверлильного 
                      станка или у пресса, я понял, что необходимо вырвать человека 
                      из рабства постепенной деградации».  И далее: «Я 
                      удовольствовался принципом предпочтения «оптимума», 
                      а не «максимума» отдачи человеческой энергии, 
                      улучшения орудий труда и условий работы». 
                 
                  |  |   
                  | Реклама машинки М-40, модернизации первой машинки Камилло 
                      Оливетти. Характерный пример рекламы конца двадцатых годов. Д. Пинтори.
 |  Говоря об Адриано Оливетти, очень трудно разобраться, где 
                      тут кончается социолог-утопист, мечтатель о всеобщей гармонии 
                      и где начинается организатор и финансист, великолепно лавировавший 
                      в капиталистическом мире. Если внимательно прочесть его 
                      книги «Общество, государство, коммунита», «Политическое 
                      строение коммуниты», «Демократия без политических 
                      партий», статьи в журнале «Коммунита» (бессменным 
                      главным редактором которого он был), его речи и т. д.,  
                      можно прийти к выводу, что вся практическая деятельность 
                      Оливетти была непрерывным стремлением доказать всем, а может, 
                      и себе самому, правильность своих теоретических посылок. «Парадокс Оливетти», в сущности, вот он: то, что, 
                      по мнению Адриано Оливетти, должно было стать наглядным 
                      доказательством правильности его убеждений  развитие фирмы, 
                       таким доказательством не стало к стать не могло, так как 
                      является все же частным экспериментом, который нельзя распространить 
                      на все капиталистическое общество. 
                 
                  |  |   
                  | Пульт управления «Элеа 9003»  строгая упорядоченность, 
                      характерная для всех работ Этторе Соттсаса. Следующая модель «Элеа» также награждена «Компасо д'Оро» в 1960 году. |  Ещё в студенческие годы Адриано Оливетти становится решительным 
                      сторонником рационализма в искусстве, внимательно изучает 
                      деятельность Баухауза и одновременно штудирует произведения 
                      Гегеля, Маркса, Ленина, Рёскина, Мориса и Шпенглера, Грамши 
                      и Нитти. Перед началом великого кризиса 1929 года Оливетти пригласил на 
                службу группу молодых художников и дизайнеров из Веймара. Среди 
                них особенно выделялись Александр Щавинский  ученик Моголи-Мядь, 
                скульптор Константино Нивола, поэт и инженер Леонардо Синисгалли, 
                возглавлявший отдел паблисити вплоть до начала войны и вынужденной 
                эмиграции, наконец, Джованни Пинтори, который возглавлял одно 
                из четырёх отделений дизайна на фирме, выполнял значительную часть 
                работы по печатной рекламе и был автором «Рафаэля», 
                новой модели, выпущенной реорганизованным «Ундервудом». 
                 
                  |  |   
                  | Пишущая машинка «Olivetti 82»  характерный пример 
                      развитой «линии Ниццоли», пример экономного дизайна. |  Молодые художники и дизайнеры, на которых сделал ставку Оливетти, 
                оправдали возложенные на них надежды. Прежде всего было необходимо 
                создать недорогую и эффективную рекламу. Пинтори, Нивола и другие 
                внесли в рекламу новую «функциональную» технику  использование 
                фотографии в соединении с автографскими приемами, монтаж, соединение 
                разнородных пластических элементов в неожиданные композиции и 
                т. п. Эта же творческая группа начала разработку новых типов пишущих 
                машинок и параллельно работала над эскизами (пока ещё только над 
                эскизами) промышленных, жилых и общественных зданий, о которых 
                мечтал генеральный директор «Оливетти». 
                 
                  |  |   
                  | «Леттера 22» -первый «бестселлер» Оливетти 
                       рождение «линии Ниццоли»  премия «Компасо 
                      д'Оро» 1954 года. |  Вряд ли случайно то, что популярность (а следовательно, 
                      к финансовое положение) фирмы особенно возросла именно тогда, 
                      когда Оливетти пригласил возглавить конструкторское бюро 
                      Mapчелло Ниццоли, который был известен в основном как график 
                      к оформитель выставок, друг и сотрудник редактора архитектурного 
                      журнала «Казабелла» Персико, страстного пропагандиста 
                      идей Баухауза, что в условиях фашистской Италии было довольно 
                      опасно. Ниццоли  автор лучших моделей, принесших фирме 
                      всемирную известность: «Лексикон 80» (1948) и «Леттера 22» (1950). Ниццоли смело использовал 
                      конструктивные элементы машинки в качестве пластически выразительных 
                      декоративных элементов, сумел значительно упростить решение, 
                      убрать всё лишнее, придав машинке в целом законченную элегантную 
                      форму. Ниццоли всегда начинал разработку модели «изнутри», 
                      с многовариантной перекомпоновка узлов, проектируя силуэт 
                      одновременно с поисками оптимального функционального решения. "Бюллетень Музея современного искусства» в Нью-Йорке 
                      писал в 1952 году: «Ни одна ив 
                      компаний не произвела ещё пишущей машинки, равной по красоте «Лексикону 80».  В 1959 году на смену «Лексикону» Ниццоли разработал 
                      модель «Диаспрон», которую одни резко критиковали 
                      за манерность, а другие превозносили до небес за оригинальность 
                      решения. Во всяком случае, решение дизайнера не было случайным: 
                      тот же композиционный принцип был им использован при разработке 
                      малогабаритной счетной машины «Сумма Прима 20». 
                 
                  |  |   
                  | Фиджини, Поллини, Касчио и другие молодые архитекторы создали 
                      для «Оливетти» десятки производственных, жилых, 
                      общественных и коммерческих зданий, отвечающих всем санитарным 
                      и эстетическим требованиям современной архитектуры |  Условия работы в фирме «Оливетти» Ниццоли охарактеризовал 
                      так: «О таких отношениях с предпринимателем 
                      дизайнер может только мечтать». Адриано Оливетти 
                      умел подбирать людей тем глубоким внутренним чутьем, которое 
                      позволяет безошибочно определять в молодом, только начинающем 
                      карьеру специалисте талантливого участника производственного 
                      процесса. После окончания войны «Оливетти» переходит в наступление. 
                Ассортимент изделий значительно вырастает: электрические пишущие 
                машинки, счетные машины, разнообразное конторское оборудование, 
                специальная мебель и станки. На каждом этапе paботы, над каждым 
                конкретным видом продукции работает группа дизайнеров, добивающихся 
                максимального эффекта формы при оптимальном конструктивном решении 
                и минимальной стоимости. 
                 
                  |  |   
                  | Конвейер «Оливетти» |  Желая видеть фабрику «не только центром продукции, но и 
                местом, где люди работают вместе и живут вместе», Оливетти 
                не смог или не захотел увидеть классовый антагонизм, разделяющий 
                этих людей. Он оказался не более чем «просвещенным мечтателем», 
                не понимающим, что формирует человеческие отношения не община, 
                а общество. Парадокс Оливетти заключается в том, что исключительно 
                талантливый человек, великолепный практик не поднялся и не мог 
                подняться выше мелкобуржуазного социал-утопизма. 
                 
                  |  |   
                  | Вход на фабрику «Оливетти» |  Адриано Оливетти последовательно и принципиально вводил в методику 
                фирмы новейшие достижения научно-технической и социологической 
                мысли. Не случайно дизайнеры заняли столь важное место в производственной 
                структуре «Оливетти», не случайно фирма одной из первых 
                в мире целиком перешла на машинный метод обработки информации, 
                расчета финансовых операций по всем филиалам одновременно, не 
                случайно перспективное внутреннее планирование, в котором участвуют 
                финансовые эксперты, технологи, специалисты по рекламе и дизайнеры, 
                стало основой деятельности «штаба» фирмы и позволило 
                один за другим производить выгодные маневры. 
                 
                  |  |   
                  | «Элеттросумма 22», «Тетрактис»  примеры 
                      формирования нового стиля Ниццоли  «второго стиля 
                      Оливетти». Обобщенные формы, мягко скругленные углы, 
                      заметное влияние принципов электронной техники. |  Методика научной организации труда, ближайшие задачи дизайна, 
                методика создания оптимальных рабочих условий сами по себе лишены 
                классового содержания, но цели, преследуемые руководством, администрацией, 
                отнюдь не нейтральны. В условиях неокапитализма дизайн, эргономика, 
                социология, архитектура независимо от воли индивидуального участника 
                системы объективно служат сохранению капиталистической структуры. 
                Опыт «Оливетти» тщательно изучается монополиями, и многое 
                из методики фирмы принято ими на вооружение. Огромные выгоды от работы дизайнеров с самого начала развертывания 
                деятельности «Оливетти» были для руководства фирмы очевидны; 
                численность работников художественно-конструкторских бюро непрерывно 
                возрастала, сюда привлекались все новые талантливые мастера. Характерным 
                примером может служить создание в 1956 году счетно-решающего устройства «Элеа 9003». Общее руководство проектированием и основную 
                оформительскую работу провел недавно присоединившийся к группе «Оливетти» Этторе Соттсас, архитектор, инженер и дизайнер. 
                 
                  |  |   
                  | «Лексикон 80»  логическое завершение «линии 
                      Ниццоли», по выражению знаменитого архитектора Ричарда 
                      Нейтра, «шедевр компактности и надежный спутник», 
                       дополнительная действенная реклама. |  Соттсас решил всю установку в виде системы стандартных по габаритам 
                блоков, состоящих из самонесущей металлической рамы, на которой 
                крепится разнообразное малогабаритное оборудование и легкосъемные 
                анодированные серебром алюминиевые панели. Небольшие размеры блоков 
                позволяют монтировать «Элеа 9003» в любых, не обязательно 
                специально приспособленных помещениях, что сыграло огромную роль 
                в её популярности, особенно в Англии с её старинными конторскими 
                зданиями. Скользящие дверцы и откидные панели обеспечивают легкий 
                доступ к оборудованию. Верхняя кабельная разводка, примененная 
                в «Элеа», в отличие от всех современных систем, позволяет 
                монтировать установку, не нарушая конструкции пола помещения. 
                Блоки, названные «крыльями», объединяются в тернионы 
                в заданном количестве, что обеспечивает гибкость установки, позволяет 
                набирать желаемую мощность, используя стандартные блоки. «Элеа»  композиция из квадратов, прямоугольников и треугольников  самых 
                элементарных и одновременно самых рафинированных декоративно-пластических 
                элементов, ни одной кривой линии. Нет большого разнообразия в 
                отделке  почти исключительно матовый алюминий. Сочетание горизонтальных 
                и вертикальных плоскостей. Все тернионы имеют одинаковую высоту 
                 чуть ниже уровня глаз. Акцент на серьёзность, известный пуризм 
                 ортодоксальный Баухауз. 
                 
                  |  |   
                  | «Аудит 322»  оформленный «второй стиль 
                      Оливетти»  соединение визуальной мягкости абриса 
                       Ниццоли и строгой упорядоченности  Соттас. |  Благодаря всем этим качествам «Элеа», более дешевая, 
                чем американские и европейские образцы математических машин аналогичной 
                мощности, при соответствующей рекламе обеспечила «Оливетти» успешный дебют в новой для фирмы области. Премия «Компасо 
                д'Оро»  «Золотой циркуль»  за лучшее решение 
                дизайнера 1959 года, присужденная Соттсасу за «Элеа», 
                дала дополнительную бесплатную и действенную рекламу фирме. Система паблисити «Оливетти», печатная реклама, в которой 
                также широкое участие принимают дизайнеры, всегда создавали вкус, 
                а не шли на поводу у публики. Директор рекламы «Оливетти» Музатти охарактеризовал принцип рекламы фирмы так: «Культурное 
                имя, культурная подача для культурного продукта». Даже «имена» моделей «Оливетти» всегда или просты, откровенно декларативны 
                 малогабаритное конторское оборудование «Леттера», «Лексикон», «Оптима», «Сумма Прима»; 
                или неожиданны, интригующие в наиболее сложных моделях: «Тетрактис», «Элеа»  название античного города, и одновременно прозаическое «Элабораторе Элеттронико Аритметико». В 1960 году умер Адриано Оливетти. В истории фирмы это означало 
                конец целой эпохи. Вскоре фирма вступила в полосу финансовых затруднений, 
                завершившихся катастрофой. 
                 
                  |  |   
                  | «Текне 3»  Реклама. «Третий стиль Оливетти»  стиль Соттсаса. возникший под влиянием принципов проектирования 
                      электронно-счетных машин. Сочетание параллельных линий, 
                      вызывающее минимальное утомление машинистки. Машинка решена 
                      не изолированно, а как органичный элемент конторского интерьера. |  Крах «Оливетти» произошел по причинам чисто финансового 
                порядка. В 1964 году концерн «Дженерал Электрик», выкупив 
                60 проц. акций, стал хозяином «Оливетти». Конец более пятидесятилетней независимой истории фирмы абсолютно 
                закономерен. В условиях острой конкуренции монополистических гигантов 
                фирма среднего масштаба может независимо развиваться лишь в силу 
                чрезвычайно благоприятного стечения обстоятельств  объективных 
                (временная монополия в производстве одного продукта) и субъективных 
                (исключительные организаторские способности руководства.) В условиях 
                современного капитализма раньше или позже фирмы масштаба «Оливетти» обречены на финансовую катастрофу. Независимо от дальнейшей судьбы фирмы её достижения в организации 
                производства, в развитии дизайна представляют и будут представлять 
                большой интерес. |