Перейти на главную страницуНовости и событияО сайте
С вопросами, предложениями и замечаниями по содержанию текстов и материалов, а также оформлению и работе сайта, Вы всегда можете обратиться по адресу: koyus@glazychev.ru
БиографияПроекты и программы, в которых участвовал или принимает участие Вячеслав ЛеонидовичОформительские, архитектурные и другие работыРаботы по городской среде и жилищуСтатьи, публикации, рецензии, доклады, интервьюКурсы, лекции и мастер-классные занятия, которые проводил или ведет Вячеслав Леонидович Книги, написанные Вячеславом Леонидовичем Глазычевым


Семинар в Димитровграде 27-28 октября 2003 г.

День первый

Семинар проводился в димитровградском филиале УлГУ. Количество пришедших на семинар составило около 50 человек, среди которых были представители администрации, университетские преподаватели, студенты (социальные работники, 4-й курс, и дизайнеры, 1-2-й курсы), немногочисленные представители бизнеса и некоммерческих организаций.

На семинареДень начался с установочного доклада, в котором мы попытались рассказать об основных современных проблемах, стоящих перед городами, о Культурной столице, истории её возникновения и задачах, опыте проведения Культурной столицы в других городах, прежде всего в Чебоксарах, о ресурсах, которые город может привлечь, используя рамку Культурной столицы, для собственного развития. После чего были обрисованы задачи на семинар.

Участники семинара были разделены на группы в соответствие со своими профессиональными характеристиками: в первую группу пошли практикующие архитекторы, а также студенты-дизайнеры. Во вторую попали остальные, среди которых были и студенты-социальные работники, и бизнесмены, и представители администрации, и даже один эколог. Если задачей первой группы было прежде всего выявление проблемных узлов, точек города как бы сверху, в силу своей профессиональной специфики, то вторая группа пыталась нащупать узлы проблем в городе, места «любви», места притяжения или, наоборот, отторжения с точки зрения прежде всего жителя, обывателя.

Первая группа выявила и разделила проблемные узлы на:

  • Транспортные
    1. Доступность
    2. Гаражи
    3. Графики работы
    4. Парковки
    5. Пешеходная сеть
  • Недоиспользование природной специфики
    1. Много зелени
    2. Много водоемов и рек
  • Информация
    1. Информационный дефицит
    2. Объединение как способ связи
  • Жилищно-коммунальные условия
    1. Строительство жилья
    2. Туалеты
    3. Общепит

СхемыТакже группа попыталась проработать проблему скуки и малой интенсивности жизни, и выявила, что городу необходимы и культурные центры (для молодёжи, библиотеки, экспозиционные залы, художественные салоны), и спортивные центры (где можно развивать прокат, туризм, требуется спортивные кафе для болельщиков), и деловые центры (сейчас нет бизнес-центра, нехватка офисных помещений).

По ходу работы второй группы выяснилось, что в городе даже есть свои коммерческие девелоперы, которые пытаются выводить первые этажи из жилого фонда в коммерческий, за счёт чего происходит изменение облика города (в лучшую сторону). Они же, что было удивительно для администрации, первыми изучают плотность человеческих потоков и выбирают оптимальные места для своих проектов, и это отнюдь не центральный район города, а соцгород и порт. Однако те же девелоперы сталкиваются с непроработанностью федерального законодательства в проблемы вывода жилья в коммерческий оборот.

Помимо общегородских проблем — мусора, грязи, уличных стоков и луж, слабой освещённости, отсутствия общественных туалетов, выяснилось, что мало информационных носителей, площадок об общественной жизни в городе, что нет навигации по городу, мало скамеек, практически нет организованных парковок. Выяснилось, что в городе нет мест отдыха для разных слоев населения, в зависимости и от возраста, и от интересов, и от статуса и социального положения.

В городе не только скучно, но и низкая интенсивность жизни, малая экономическая привлекательность с точки зрения жителей, поэтому молодёжь не видит своего применения в городе, а более взрослое население вроде должно за это отвечать, но ничего не предлагает, хотя нужда в тех же социальных работниках, социологах в городе крайне необходима.

Население не знает, или практически не знает о деятельности властей в сфере благоустройства города, облагораживания улицы Гагарина и других мест, хотя могло бы участвовать в этой работе, вкладывая и собственное время, и силы.

На семинареЛюди немного устали от уже большого количества памятников, и некоторые памятники (вроде учебного реактивного самолёта в честь Курской битвы или «Советское Да!») вызывают крайне негативное отношение.

Выяснилось, что центров в городе несколько, и что в настоящий момент исторический центр не привлекателен, не интересен, в нем нечего делать, и поэтому он выполняет в значительной мере транзитную функцию либо в него приезжают вынужденно из за нахождения там администрации и иных госучреждений. Что требует в дальнейшем особого внимания властей к планированию, этапности реконструкции исторической части города. Иначе на какой-то стадии бизнесу станет крайне невыгодно, и проект приостановится из-за отсутствия средств. Более того, центр города рассматривается не только как площадь Советов и ул. Гагарина, но и с вовлечением близлежащих улиц, т.е. с зоной 300 м. справа и слева от ул. Гагарина.

Выявлены экологические проблемы, среди которых и невнимание к экологическому балансу города, и поэтому сейчас страдают великолепные сосны — гордость города, и проблемы с экологическим законодательством, и возможные направления освоения городских прудов, и флористическая скудость города, и необходимость разбюрократизации экологической службы, что ко всему прочему очень сильно снижает социальную и экономическую активность.

На семинареНа общей сессии, когда докладчики представляли результаты работы групп, проявилось пересечение разных видений города, и поэтому группы в значительной степени дополняли друг друга в представлении проблемных узлов города, в тех частях, которые можно назвать лицом города.

Важным было также то, что большинство проблемных узлов уже прорабатывалось архитектурной службой. Однако здесь особое внимание проектировщиков должно быть направлено на этот важный этап проблематизации, обсуждения ключевых, наиболее больных зон с местными сообществами, чтобы в итоге проектные разработки воплотились в жизнь и вступали в меньшую конфликтность с разными социальными группами города, ведь в проектных решениях очень трудно удовлетворить все запросы общественности. Попытка этой первичной, предпроектной проблематизации и была произведена в первый день семинара.

День второй

На семинареВо второй день количество участников было не менее половины от собравшихся в начале семинара, и даже пополнился иными людьми, которые либо не смогли присутсвовать в первый день, либо узнали о семинаре из СМИ (как, например, руководитель общества маломобильных людей).

Если первый в значительной мере был посвящен проблематизации, попытке ответить на вопросы ЧТО? и ЗАЧЕМ?, то день второй был нацелен на вопрос КАК? и поэтому начался с описания технологии проектирования, основных этапов и элементов проектного подхода.

После этого были выписаны основные проблемные узлы, которые группы выявили в первый день работы, и предложено распределиться на четыре группы, в зависимости от собственного желания, интересов участников:

  1. Городской исторический центр — площадь Советов, улица Гагарина, Театральный бульвар и прилегающая территория.
  2. Культурный центр города (здесь имеется не территориальный центр, а центр как объект, комплекс)
  3. Пруды и прилегающая к прудам территория
  4. Вокзалы (автобусный и железнодорожный), въезды в город и межрайонные коммуникационные связи.

В течение двух с половиной часов (а на самом деле трёх, дискуссия в каждой группе была весьма активной) участники групп прорабатывали свои темы, и после перерыва собрались вновь в актовом зале университета для докладов от групп.

Группа городского исторического центра

Доклад группы городского исторического центраПроцесс детальной дискуссии в группе, состоящей из студентов второго курса факультета «дизайн», показал, что её участники вполне осознают себя экспертами относительно жизни города. В связи с тем, что процесс исследования не был и не мог быть беспристрастным, результаты анализа проблемных узлов городской среды были получёны через призму личного и профессионального опыта, что оказалось особенно ценным, учитывая профессиональную специфику именно этой группы студентов.

Работа происходила поэтапно, следуя заданной конструктивной схеме: анализ ситуации, идея проекта, задачи, этапы реализации, партнеры, организационные группы, бюджет.

На этапе проведения анализа ситуации объекта, были зафиксированы некоторые существенные Места в пространстве города, территориально ограниченные осмыслением исторического центра: площадь Советов, улица Гагарина, перпендикулярная ей улица III Интернационала, и образованный пересечением этих улиц перекрёсток . В результате стала очевидна необходимость решения общегородских проблем в первую очередь на этих участках. Были найдены «границы», «ворота», «углы», «узлы», «перекрестки» и другие средовые ситуации возможных активных включений из области дизайна и архитектуры.

В связи с тем, что общественные владения должны быть большим, чем просто пространство, оставшееся среди зданий, органичное сочетание отдельных пространств требует системы и организации среды. Для Площади Советов было предложено несколько вариантов планировочных решений локального изменения среды, способных возродить центральную площадь как исторически ценное городское пространство.

Было рассмотрен фрагмент Улицы III Интернационала, ограниченный двумя смысловыми полюсами: культурным комплексом, включившим в себя здание театра и два корпуса института с прилегающими окрестностями, и противоположный отрезок этой улицы — активно торговый. Был разработан на уровне концепций проект небольшой театральной площади перед главным фасадом театра и похожий проект напротив главного корпуса института с набором условий, необходимых для студенческой жизни: небольшое кафе, организованный сквер. Было уделено особое внимание перекрёстку, образованному на пересечении основных потоков: улицы Гагарина, III Интернационала и улицы Хмельницкго.

Были найдены места для предполагаемых парковок, непосредственно на территориях прилегающих к основным проблемным узлам и несколько «стратегических» расположений, задающих траекторию движения к местам повышенной активности при прохождении определённых улиц, которые необходимо из коммерческих соображений насыщать потоками людей. Распределение рекламы на улицах города тоже способно планировать движение и придавать дополнительное значение первостепенным пространствам города.

Оказалось, что в руках дизайнера находится и другое важное средство влияния на человека в городе — оборудование для управления его «пространственным поведением» (ограничители и разделители — барьеры, бордюры, щиты и ограждения) — чёткое зонирование со всеми вытекающими удобствами пешеходного и автомобильного движения, оформление функциональных маршрутов.

В процессе работы подтвердилось, что одна из самых древних форм городской технологии — поддержание среды. Мощение улиц и водостоки, водопровод и канализация, уборка улиц и т.п. делают городскую среду технологически освоенной и комфортной. Сами по себе эти объекты не являются прерогативой дизайна, но на пересечении их с человеческой деятельностью и выходах в городской ландшафт они вырастают в чисто дизайнерские проблемы. Как доказали исследования, из всего предметного оснащения города более трети всех объектов связано именно с поддержанием среды. Это многочисленные люки и решётки, колонки и гидранты, мусорные контейнеры и урны, телефонные будки и т.д. Интересно, что изменение и совершенствование технических качеств среды выходят далеко за рамки чисто утилитарных проблем, отражая сложные процессы развития культуры.

Одновременно были решены другие важные вопросы: выяснение фронта посильных работ и спроса на квалификацию студентов местных вузов, проведение «инвентаризации» с привлечением местных ресурсов.

Группа культурного центра (Молодежный культурный клуб)

В работе группы принимали участие

  • специалисты департамента культуры г. Димитровграда,
  • студенты 2-го курса факультета «Дизайн» филиала УГУ в г. Димитровграде,
  • представили некоммерческих организаций
Анализ ситуации и постановка проблемы

В качестве основных проблем в первый день работы семинара были выделены следующие

  • неорганизованный досуг городского населения, 
  • отсутствие культурного центра, как места, куда бы мог прийти каждый горожан и провести своё время,
  • низкая информированность о событиях проходящих в городе

В городе существуют площади: музеи, кинотеатры, университетские площади, строящиеся объектов (занятые и свободные), которые могут выполнять функции стягивания и концентрации населения за счёт наполнения их социальными и культурными событиями. Такие площади могут создавать основу для «рассеянного по городской территории»  культурного центра

Идея проекта

Создание на центральной улице города около администрации  культурного центра.

В структуре центра: кафе, библиотека, Интернет-центр, книжный магазин, художественная лавка, пространство для встреч с интересными людьми, проведение концертов и выставок и пр.

На данный момент эта территория постепенно застраивается, оживляется и именно она в ближайшее время станет публичным местом, куда будут стекаться потоки горожан и приезжих

Организационная группа

По ходу работы была выделена рабочая группа, состоящая из студентов и представителей администрации.

Было решено, что каждую субботу студенты будут приходить в отдел архитектуры и не только рассказывать о ходе развития проекта по созданию культурного молодёжного клуба в городе, но и делиться проблемами и пожеланиями по благоустройству городской среды Димитровграда

Этапы реализации

Следующими этапами работы над проектом после семинара станут:

  • оформление самого проекта,
  • переговоры с возможными инвесторами
  • создание организационного комитета из студенческого сообщества, инициативных городах, представителей некоммерческих организаций и администрации города

Это проект может быть инвестиционно-привлекательным как для городской администрации, так и для предпринимателей и руководителей предприятий города. 

Группа прудов и парковых зон

Группе, занимавшейся анализом ситуации с прудами, также представилась возможность проанализировать состояние парковой зоны города.

В ходе знакомства с рабочей группой, а она оказалась не слишком большой (несколько студентов 1 и 2 курса филиала УлГУ по специальности «Дизайн среды»; молодой преподаватель; женщина-инвалид; два архитектора и представитель комитета архитектуры и градостроительства г. Димитровграда), выяснилось, что заявленная проблема состояния прудов города и прилегающей территории безусловно имеется, но не столь актуальна, хотя стоит отметить, что мнения в группе разделились.

Модератором было выдвинуто предложение выбрать наиболее проблемный объект, если таковой существует, и на его примере проработать проект для дальнейшей работы.

В ходе совместной работы групп рассматривались различные позиции, начиная от набережной и пляжа вдоль р. Черемшан, состояния всех трёх прудов, положения парков на территории города. В итоге было выяснено, что, в принципе, в большинстве случаев уже начались работы по облагораживанию и благоустройству практически всех выше названных объектов: набережная и пляж поддерживаются в чистоте, устанавливаются кафе и места отдыха. Пруды и прилегающие к ним территории облагорожены, обозначены памятные и знаковые места (Мост влюблённых, Верстовые столбы).

Так как большая часть группы состояла из людей, проживающих в районе «Соцгород», то большой интерес вызвала Аллея Славы с прилегающим к ней парком. В итоге было принято решение разработать проект благоустройства именно этого объекта (на данный момент этот парк является так называемой «мертвой зоной») и превращение его в парк, пригодный для семейного отдыха. Выяснилось, что парк на самом деле имеет все предпосылки для этого. Минимальные инвестиции в его благоустройство (причём не только из городского бюджета, но и за счёт средств предпринимателей, которые имеют возможность развернуть здесь свой бизнес) позволит превратить «мрачный, тёмный лес», каким является на данный момент парк, в духовную и культурную составляющую жилого района. И, как выяснилось в ходе обсуждения и разработки проекта, данный парк на самом деле является инвестиционно-привлекательным:

  1. Парк находится на пересечении значимых городских дорог;
  2. Он расположен в густонаселённом районе города, где часто проходят районные мероприятия;
  3. На территории парка уже имеется инфраструктура и коммуникации;
  4. В настоящее время на территории парка возводится объект, стиль которого может задать тон стилю парка;
  5. Близ парка находится церковь, что притягивает прихожан, туристов и молодоженов.
  6. Хороший подъезд и возможность парковки.

В целом эти и другие факторы позволяют надеяться на реалистичность проекта, наброски которого были разработаны и представлены группой. Отрадно, что во время вечерней встречи с мэром города работа в том числе и этой группы была обозначена, а участие в ней представителей отдела архитектуры и градостроительства лишь подтверждают уверенность в его воплощении.

Группа вокзалов и въездов в город

Доклад группы "Вокзалы"Работа группы выстроилась в трёх направлениях:

  1. Городские вокзалы
  2. Въезды в город
  3. Межрайонные связи

При проработке проблемы городских вокзалов группа попыталась оценить положительные и отрицательные аспекты как ситуации, когда автовокзал остается на прежнем месте, так и варианта, при котором автовокзал переносится к железнодорожному. В целом группа склонилась ко второму варианту, однако было признано, что для окончательного решения требуется не только экономический расчет, но и тщательное изучение мнения и потребностей горожан.

Помимо вокзалов город имеет три основных въезда: из Самары через мост Гау, из Самары через Курлан и со стороны Ульяновска. По мнению участников все въезды требуют облагораживания, что требует и вовлечения проживающих в тех районах жителей, и конкурса на оформление въездов и информационных щитов, а также инвентаризации пустырей и возвращения их в городской оборот.

Плюсы и минусы переноса автовокзалаНарушенные межрайонные связи, пустота пространств, неосвещённость, чрезмерная удлиненность автобусных маршрутов (пешком быстрее), отсутствие мест отдыха — всё это в значительной степени удаляет районы друг от друга, разрывает город на три части. В качестве решений были предложены и тоннели через железнодорожные пути (как пешеходные, так и автомобильные), и обустройство гаражного хозяйства (многоэтажные гаражные комплексы), и благоустройство и оживление парков, находящихся на стыке районов, и введение особого режима для спецтранспорта, а также освещение улиц и проходов.

После докладов групп было короткое выступление председателя городского общества маломобильных людей с предложением открытого диалога проектного сообщества и сообщества инвалидов, в частности по вопросам благоустройства городской среды и учета специфических особенностей различных групп жителей. Поднятая проблема позволила не только увидеть специфические требования к качеству пандусов, входов в магазины, но и в целом затронула вопрос многомерности, многосообщности города. Город это всегда объединение различных сообществ и индивидов, со своими особенностями, интересами, деятельностями, идентичностями.

К заключительной сессии осталось около половины первоначальных участников семинара, что, однако, ничуть не уменьшило активность обсуждения. Любопытным было взаимонакладывание разработок различных групп, что проявилось, например, между группой, работавшей над межрайонными связями, и группой, проработавший узел в районе парка победы.

Важно было, что группы не только попытались проработать проблемные точки, но и увидели, представили своё место в работе по решению этих проблемных мест, рассказали о ближайших своих действиях.

Заключение

Мы были приятно удивлены относительно высокой активностью димитровградцев на семинаре (работа шла с большей интенсивностью и накалом, чем в намного более крупном и богаче ресурсами Ижевске), стремлением, желанием работать со своим городам, вносить свой личный вклад в благоустройство. Приятно поразила активность студентов, что позволяет надеяться на будущее города. Отметить стоит и активное участие и открытость представителей администрации, особенно сотрудников комитета по архитектуре и культуре, которые ранее самостоятельно работали по благоустройству города, но которым как обычно бывает, не хватает ресурсов, прежде всего человеческих и временных, а также площадок обсуждения с жителями проблемных узлов, вовлечения жителей в благоустройства города. И в рамках семинара, а также после семинара на обсуждении с мэром комитет по архитектуре высказал готовность к сотрудничеству и возможность участия жителей по проблемам города, участия в еженедельных совещаниях по благоустройству.

Если темп, заданный семинаром, удастся сохранить, создать площадки взаимодействия жителей и власти, бизнеса и некоммерческого сектора, площадки, на которых возможна проблематизация, обсуждение и реализация проектов, инициатив, активностей, то Димитровград сможет просоответствовать статусу Культурной столицы округа, задать иное качество городской (и возможно межрегиональной) жизнедеятельности, ведь столица это прежде всего центр инноваций, нововведений, это задание нового, иного образца, который начинают осваивать другие города, беря пример, присматриваясь к столичному городу.

На сколько быстро проектные линии, проработанные на семинаре, формы взаимо-действия, установленные в семинарской форме, смогут перерасти в проекты и площадки коммуникации, это определит жанр и сроки проведения следующих семинаров по городу в рамках нашей линии.

Научный руководитель: В.Л. Глазычев.

Ведущие семинара: Елизавета Фокина, Юлия Парамонова, Юрий Кондаков, а также куратор со стороны Аппарата ГФИ Ульяновской области Анатолий Озернов.


См. также

§ Симбирская губерния '07

§ Лекция «Культура в городе, город в культуре»,
Димитровград, 5 сентября 2003

 
...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... - см. подробнее



Недвижимость в Крыму и Севастополе