WWW.GLAZYCHEV.RU
Сайт В.Л.Глазычева


Россия: принципы пространственного развития

Вставка 4.
Совершенствование управления региональным развитием в РФ

(по материалам В.Н.Княгинина)

Россия позже других индустриально-развитых стран вступила в эпоху так называемой «региональной революции», когда происходит смена парадигмы развития территорий и населённых пунктов. Они вынуждены заново определять свои позиции в экономической и социальной системе. Особенность момента заключается в том, что границы данной системы постепенно раздвигаются и больше не совпадают с пределами государства и национальной экономики. Последняя утрачивает свою самодостаточность и внутреннюю сбалансированность как совокупности взаимодополняющих отраслей и производств. Она преобразуется в часть глобального рынка, причём часть, заведомо не самодостаточную. Рубежными для российских регионов в этом смысле выступают, как ни странно, не 1990-е годы, когда внутренний рынок страны открылся, а 2002-2004-й. До этого времени относительная замкнутость и автономность (а потому и самодостаточность, внутренняя сбалансированность) национального хозяйства обеспечивалась уже не столько административно-политическими методами, сколько слабым рублем, создававшим преференции российским экспортерам и воздвигавшим дополнительные барьеры для импортеров. Укрепление рубля создаёт качественно новую ситуацию не только для отдельных хозяйствующих субъектов — российских резидентов, но и для регионов. Место производств и отраслей отныне определяется не их положением в народнохозяйственном комплексе страны, а позициями в открытом рынке.

В силу этого старые экономические регионы России, её поселения, формировавшиеся в рамках единого государственного проекта индустриализации страны, обретают новую конфигурацию в пространстве глобальных потоков финансов, товаров, рабочей силы, технологий и информации. Положение региона в России всегда определялось его административным статусом. Даже в эпоху индустриализации. Это было связано с тем, что государство выступало держателем крупных инфраструктурных проектов. Поэтому оно проектировало и размещало узлы важнейших инженерных инфраструктур — транспортных путей, электрических сетей, линий связи — в первую очередь в административных центрах.

Статус российских территорий в данной системе глобальных обменов определяется уже не административным весом, а их способностью задавать параметры обменов. Иными словами, статус региона, населённого пункта определяется географически, но если ранее в этом определении преобладали «гео»-политические составляющие, то теперь первенствуют «гео»-экономические:

а) Стратегии регионального развития в этом смысле должны быть стратегиями позиционирования в открытых рынках, а не набором внутрирегиональных мероприятий. Более того, в качестве обязательного требования к регистрации программ социально-экономического развития регионов РФ в МЭРиТ РФ должно быть установлено предоставление отзывов на данные программы от органов власти соседних регионов, а также от Полномочного представителя Президента РФ в соответствующем округе.

б) В программах социально-экономического развития регионов должен быть введен в качестве обязательного раздел, посвященный оценке пространственного развития данного региона и прогнозу его положения в пределах федерального округа.

в) В качестве источника, подлежащего учету при разработке и реализации стратегий регионального развития, должна быть принята Генеральная схема расселения РФ. В стране до сих пор не выстроена схема пространственной организации, фиксирующая, с одной стороны, складывающуюся, а с другой стороны, необходимую для успешного социально-экономического развития России региональную иерархию. В современных условиях, несмотря на соответствующие положения Градостроительного кодекса РФ, Генеральная схема расселения РФ не выполняет своей координирующей роли по отношению к действиям бизнеса и власти территорий. Отсюда — конкурирующие проекты портового строительства, строительства трубопроводных систем, развития социальных инфраструктур. Отсюда — споры о том, стоит ли оставлять больше бюджетных средств регионам-донорам, если стране необходим перелив ресурсов из сырьевого сектора в несырьевой. Пока же мы находимся в ситуации, которую один из экспертов определил как «пространственную невменяемость», когда распаковка советского  наследства территориальной организации идёт стихийно.

В современных условиях конкуренцию регионов за активы выигрывает не тот, кто производит товары, а тот, кто управляет их потоками, кто привлекает финансы, права, технологии, наиболее квалифицированные кадры. В силу чего целью регионального развития становится увеличение капитализации региона — рост стоимости активов, находящихся на его территории и вовлекаемых в систему глобальных обменов. В условиях открытого рынка это ведет к концентрации мобильного капитала в более капитализированном регионе, так как активы стекаются туда, где их стоимость максимальна. Например, перемещение специалиста из периферии в центр автоматически повышает стоимость его рабочей силы; выведение ценных бумаг российского эмитента на основные фондовые биржи мира, как правило, приводит к росту цены данного актива и так далее. Следовательно, практики государственного управления региональным развитием должны выбираться и применяться в логике капитализации территориальных активов — земли, рабочей силы, культурных ценностей и т.п.:

1) Необходимо перестроить систему государственной статистики таким образом, чтобы она в качестве важнейшего параметра фиксировала до настоящего момента неодооцениваемые характеристики регионального развития: объем и ценовые параметры оборота недвижимости; более детальную характеристику направленности миграционных потоков, включая оценку маятниковой миграции; объем перевозок по отдельным транспортным направлениям (магистралям, коридорам и т.п.);

2) Иметь государственную оценку совокупного экономического веса региона не только через систему валовых и стоимостных показателей работы его предприятий, но и через регистрацию кластеров на территории. В глобальном мире на устойчивое экономическое развитие могут претендовать те территории, которые обладают кластерами — географически локализованной совокупностью взаимосвязанных между собой компаний и институтов, совместно обеспечивающих глобальную конкурентоспособность региона. В большинстве стран кластеры выявляются и учитываются через так называемые коэффициенты локализации или межотраслевые балансы, балансы инновационных обменов и т.п.

3) Выработать систему управления, обеспечивающую мобильность активов, такое их перемещение и трансформацию, которые способствовали бы росту их капитализации. Речь идёт о том, что современное государство перешло к так называемому «финансовому управлению»,  основным объектом которого становятся не материальные объекты, как это было ранее, а мобильные финансы и имущественные права, оцениваемые в показателях, денежных единицах. Основным государственным механизмом управления экономикой фактически уже стало регулирование — установление стандартов, общих норм, арбитраж споров и пр. В этой логике должна быть проведена административная и бюджетная реформа российского государства.

Учитывая тот факт, что реально в мире складывается новая региональная иерархия, и что национальные государства этим процессом управляют не в полной мере, следует признать, что государственная политика развития регионов, понимаемая как выравнивание уровня их социально-экономического развития, а точнее, уровня индустриализации, безнадёжно устарела. Ставка должна быть сделана на выделение (транспортно-логистического, торгового и культурного) в пространстве страны «опорных регионов» — наиболее динамичных городов или мегаполисов, субъектов Федерации — с вменением им функций национальных «окон-переходников» в глобальный рынок и девелоперов по отношению к остальной территории страны. Эти «регионы-города» должны составить каркас новой пространственной организации страны, что можно закрепить в их особом государственно-правовом статусе внутри Российской Федерации. Возможно, что пора поставить вопрос о переходе к так называемому «конкурентному федерализму» (концепция была впервые представлена в работах канадского политолога А.Бретона. Breton A. Competitive Goverments. An Economic Theory of Politics and Public Finance. Cambridge. 1996.)

 


Предыдущая Наверх Следущая