Приложение 
                Концепция пространственного развития в РФ
              1. Основные проблемы пространственного развития РФ. 
              1.1. Сохранение созданной по производственно-технологическому 
                принципу пространственной организации страны стало невозможным 
                после открытия национальной экономики и интеграция России в глобальный 
                рынок. 
              Сформированная в эпоху советской индустриализации экономика начала 
                интегрироваться в глобальный рынок, перестала быть замкнутой и 
                самодостаточной, эффективность утратили как отдельные производственно-технологические 
                комплексы (достаточно упомянуть «поясные цены»  после того как 
                исчез централизованный контроль за ценами значительная часть продукции 
                из Сибири и Дальнего Востока стала неконкурентоспособной, как 
                и их территориально-производственная проекция в виде системы расселения). 
                Проблемы, которые связаны с устаревшей системой расселения в РФ 
                и неэффективной её пространственной организацией, а также архаичной 
                системой управления данными процессами, можно охарактеризовать 
                следующим образом:  
              · Из неэффективных пространственных структур стали вымываться 
                ресурсы и, в первую очередь  человеческие. Например, Мурманская, 
                Архангельская области и республика Коми за 1990-е годы потеряли 
                10-20% населения. Прогнозы на будущее неблагоприятны. По худшим 
                из них, потери в этих регионах достигнут 30-40% населения. Происходит 
                опустынивание ранее освоенных территорий. По данным Всероссийской 
                переписи 2002 г. даже в центральных, старонаселённых областях 
                России поселения свертываются. Так называемый миграционный «западный 
                транзит» фактически оголяет Дальний Восток и районы Севера. 
              · Неэффективная пространственная организация страны влечёт за 
                собой рост расходов на поддержание инфраструктур, избыточных 
                на территориях, теряющих население и производственные активы, 
                и недостаточного в растущих регионах (ограниченность возможностей 
                портового хозяйства, экспортных трубопроводов в нефтегазовом комплексе 
                и пр.). Так по оценке экспертов Института Брукингса ежегодные 
                потери РФ от неэффективной пространственной организации экспертно 
                оцениваются в 2,25  3,0% ВВП в год 
              · Возрастают региональные диспропорции в развитии. В 1998 
                г. душевое производство ВРП в десяти наиболее экономически развитых 
                регионах России превышало среднестатистический уровень в 2,5 раза, 
                а в 2000-ом  уже в 3,2 раза. Экономические аутсайдеры увеличили 
                своё отставание от среднероссийских показателей с 3,3 до 3,5 раз. 
                К 2004 г. десять  двенадцать субъектов Федерации из 89 обеспечивали 
                более 50% ВВП страны. Разделение по темпам социально-экономического 
                развития проходит не только по административным границам, но и 
                внутри них. Более 50% населения страны живет вне зоны экономического 
                роста  по оценке эксперта Института Систёмного Анализа РАН В.Н.Лексина, 
                экономический рост сосредоточен всего в 140 точках из 1027 городов 
                и поселков городского типа, а также примерно 152 тыс. сельских 
                населённых пунктов. Данный разрыв в развитии становится основным 
                социальным противоречием в стране, порождающим политические конфликты. 
                 
              · Новая система расселения и пространственная организация Российской 
                Федерации формируется хаотично и закрепляет в первую очередь сырьевую 
                специализацию страны и транзитный характер развития многих 
                её регионов  во многом этот процесс поддерживается иностранными 
                игроками, которые заинтересованы в сугубо сырьевой функционализации 
                России. Наиболее конкурентоспособной на мировом рынке частью страны 
                оказываются сырьевые зоны. Они «стягивают» на себя проектные мощности, 
                поглощают свободные капиталы, квалифицированную и мобильную рабочую 
                силу, они постепенно становятся «спонсорами» общенациональных 
                политических процессов, придавая им выгодную для себя направленность. 
                Большинство инфраструктурных проектов последнего десятилетия нацелены 
                на обеспечение транзитной экономики и не обеспечивают связность 
                страны. Отсутствие зон высокоорганизованной урбанистической 
                среды жизни (концентрация современных городских инфраструктур, 
                информационных каналов, экологически благоприятных условий жизни 
                в населённых пунктах, транспортная доступность основных мировых 
                центров и пр.) становится препятствием для концентрации на территории 
                РФ ресурсов будущего: высококвалифицированной, мобильной рабочей 
                силы, инновационных технологий, источников информации, «брэндов», 
                культурных ценностей и т.п. 
              1.2. Форма и темп интеграции в глобальный рынок  определяющий 
                фактор для развития российских регионов. 
              Регионы занимаются поиском места в более широкой, чем национальная, 
                системе мирового разделения труда. В условиях глобализации для 
                стран оказывается чрезвычайно важно иметь не только конкурентоспособные 
                технологии и фирмы, но, главное, регионы, способные принять эти 
                технологии и фирмы. 
              Пока нельзя стопроцентно утверждать, что государства больше не 
                управляют миром, а их место в качестве строителей мирового порядка 
                заняли глобализированные регионы. Экономическая мощь государства 
                теперь зависит не столько от валовых объёмов производства и природных 
                запасов, скрытых в его земле, сколько от обладания центрами, управляющими 
                потоками на глобальном рынке. До тех пор, пока все внимание государства 
                концентрируется на развитии отраслей, технологий и компаний, данный 
                региональный аспект развития упускается из виду. В геоэкономическом 
                отношении Россия вряд ли может считаться великой державой. В настоящее 
                время она обладает всего полутора регионами  Москвой и Ѕ региона 
                в виде вместе взятых: Санкт-Петербурга  «окна в Европу», комплекса 
                краснодарских портов, а ещё Владивостока  «окна в АТР». Для такой 
                большой страны, как Российская Федерация, это явно недостаточно, 
                чтобы, с одной стороны, вывести другие российские регионы на глобальный 
                рынок в качестве значимых узлов в системе товарных, финансовых, 
                технологических и культурных обменов, а с другой стороны, закрепить 
                за страной значимое место в этой системе. 
              1.3. Сложившаяся система государственного управления не позволяет 
                обеспечить рост регионов и развития страны: 
              · Особенность либеральной модели макроэкономического регулирования, 
                как метода государственного управления в условиях интеграции экономики 
                страны в глобальный рынок, заключается в том, что она игнорирует 
                региональные особенности экономики, добиваясь выравнивания 
                условий хозяйствования на открытом рынке. Следовательно, проектно-пространственное 
                управление уходит из государственного управления и в лучшем случае 
                заменяется общегосударственной транспортно-коммуникационной политикой, 
                а также межбюджетным регулированием, направленным на поддержку 
                определённых классов территорий.  
              Проектное управление должно быть передано на региональный или 
                поселенческий уровень с возрастанием значения согласования поселенческих 
                планов и их пространственной соорганизации на всей территории 
                страны. Однако ни субъекты Федерации, ни поселения с подобной 
                задачей «планирования развития» не справляются. Их региональные 
                стратегии в лучшем случае фиксируют трансрегиональные процессы, 
                но никак не сориентированы на управление ими. Это, с одной стороны, 
                отражает ограниченность уже устаревшего государственно-правового 
                статуса регионов (сосредоточение на вопросах социальной политики 
                и бюджетного управления), с другой стороны  недостаточность правовых 
                форматов управления территориями (городскими агломерациями, территориями 
                трансрегионального сотрудничества и т.п.), отсутствием связи регионального 
                проектирования с общенациональной политикой пространственного 
                развития. 
              «Стратегический вакуум» заполняется активностью крупных корпораций, 
                в первую очередь, сырьевых. Большинство регионов РФ сформировались 
                как централизованные и иерархические, собранные вокруг 
                доминирующих корпораций, а потому в своих планах и проектах развития 
                они обречены следовать планам и проектам последних. Поэтому именно 
                крупные, конкурентоспособные в глобальном масштабе корпорации, 
                действующие в России (преимущественно сырьевые), выдвинулись в 
                разряд «планировщиков» пространственного развития страны, лоббируя 
                определённые проекты расселения и развития транспортной инфраструктуры. 
                Но это обеспечивает конкурентоспособность страны только на одном 
                мировом рынке  товарно-сырьевом, так как в результате советской 
                политики размещения производительных сил в стране не сформировалось 
                практически ни одного конкурентоспособного регионального кластера. 
               
              · В системе государственного управления фактически отсутствуют 
                инструменты согласованного использования ключевых ресурсов территорий: 
                финансовых, человеческих, природно-экологических, культурных. 
                Различные аспекты деятельности территориального планирования «растащены» 
                по различным ведомствам. Реформы инфраструктур (транспорт, связь, 
                энергетика, ЖКХ) и в целом последствия реализации пакета реформ 
                на территориальном уровне не скоординированы и не синхронизированы. 
               
              · Фактически утрачена культура планирования использования 
                территории. Аналитическая модель новой пространственной организации 
                страны не востребована в правоприменительном и бюджетном процессах 
                 региональные социально-экономические программы, даже принятые 
                на федеральном уровне, сводятся к налоговым и бюджетным преференциям. 
                Проектно-планировочная документация (генеральные планы населённых 
                пунктов, проекты границ муниципальных образований и т.п.), относительно 
                эффективно может выполнять свою регулирующую функцию только в 
                границах поселений. В современных условиях, учитывая новые положения 
                Градостроительного кодекса РФ, планировочная документация не дотягивается 
                до межсубъектного и федерального уровней и не выполняет своей 
                координирующей роли по отношению к действиям бизнеса и власти 
                на территориях. Отсюда  конкурирующие проекты портового строительства, 
                строительства трубопроводных систем, развития социальных инфраструктур 
                и споры о том, стоит ли оставлять больше бюджетных средств регионам-донорам, 
                если стране необходим перелив ресурсов из сырьевого сектора в 
                несырьевой. В Российской Федерации нет системы планирования поверх 
                внутренних административных границ. Фактически отсутствует межрегиональная 
                кооперация, существующая, например, в Европе в форме «еврорегионов»; 
                федеральные целевые программы не решают этой задачи. 
              · Администрации субъектов федерации и муниципальных образований 
                фактически не мотивированы на решение задач экономического роста 
                своих территорий. Решая преимущественно социальные задачи в логике 
                распределения бюджетных средств, органы власти субъектов федерации 
                и муниципальных образований фактически заинтересованы в бюджетных 
                трансфертах больше, чем в росте собственных бюджетных источников. 
              · Несмотря на усилия федерального центра по выравниванию социально-экономического 
                положения субъектов федерации, диспропорции в уровне и темпе социально-экономического 
                развития продолжают расти. 
              2. Цели пространственного развития Российской Федерации 
              Макроэкономическое регулирование необходимо дополнить политикой 
                регионального развития,  которое предполагает актуализацию 
                производительных сил страны в условиях глобального рынка. Она 
                требует определённой пространственной организации страны  сборки 
                экономики не только из отраслей, технологий или компаний, но и 
                из территорий. 
              Новая пространственная организация страны должна:  
              
                - 
                  
Обеспечивать интеграцию в глобальный рынок, наиболее 
                    эффективную с точки зрения капитализации страны (повышения 
                    стоимости её активов  территории и рабочей силы);  
                 
                - 
                  
способствовать ускоренному социально-экономическому развитию 
                    РФ, за счёт правильного распределения производительных 
                    сил по территории, причём не только как поставщика сырья на 
                    мировые рынки, но и производителя высокотехнологичной продукции; 
                 
                - 
                  
обеспечивать связанность страны, открывающую доступ 
                    территорий и их населения к источникам социально-экономического 
                    роста; 
                 
                - 
                  
гарантировать удержание территории страны как «большого 
                    пространства». 
                 
               
              3. Формирование опорного каркаса в пространстве страны 
              Большинство территориально-диверсифицированных стран, показывавших 
                в последние 40 лет устойчиво высокие темпы экономического роста, 
                достигали их, как правило, за счёт опережающего роста нескольких 
                регионов. Регионы-лидеры становятся центрами инновационного развития 
                страны и демонстрируют новый тип экономического и социального 
                роста для других территорий. Задачей этих территорий становится 
                не столько копирование пути развития вырвавшихся вперед регионов-лидеров, 
                сколько встраивание в формирующуюся в геоэкономическом пространстве 
                глобального мира новую региональную иерархию  регионы-производители, 
                регионы-посредники и регионы-финансовые центры. 
              В РФ должен быть сформирован новый опорный каркас пространственной 
                организации, обеспечивающий достижение заявленных целей пространственного 
                развития. Узлами опорного каркаса должны выступить крупные городские 
                агломерации  инновационные и управленческие центры, концентрирующие 
                в себе экономическую активность в стране и выступающие источником 
                изменений. 
              Таких опорных регионов в РФ будет относительно немного. В настоящий 
                момент в стране только один мегаполис мирового масштаба  Москва 
                и один всероссийского  Санкт-Петербург. Остальные 11 миллионников 
                 города с населением в интервале от полутора до миллиона человек. 
                В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке нет ни одного миллионника 
                (при том, что в Китае их около 100, из которых 10 новых выросли 
                вдоль границы с Россией). Почти все крупнейшие города-миллионники 
                за время между двумя последними переписями потеряли 25% своего 
                населения, а Санкт-Петербург  7%. Из 13 миллионников рост демонстрируют 
                только Москва, Ростов-на-Дону и Волгоград. 
              При этом сложившаяся структура экономики крупных российских 
                городов не отвечает их функциям в современном глобальном мире. 
                Доля промышленного производства в их ВРП превышает 50%, как, например, 
                в Нижнем Новгороде. В то же время существует явный дефицит в оказании 
                услуг по управлению экономикой и в сфере, обеспечивающей современную 
                среду городской жизни,  торговле, финансовых, информационных, 
                юридических, инновационно-инжиниринговых и т.п. услугах. В силу 
                этого в стране возникает дефицит центров управления и зоны так 
                называемого «стратегического вакуума». Загруженные производством 
                крупные города не управляют, а конкурируют в этой сфере со средними 
                и малыми городами, блокируя их развитие. Причем конкурируют не 
                только в своём географическом ареале, но и по всему миру, т.к. 
                развернутые торговые сети минимизируют затраты на дистрибуцию 
                (транспортная составляющая в них может быть значительно ниже затрат 
                на поддержание брэнда, а «виртуальная составляющая» в стоимости 
                может превышать даже производственные издержки). Но стоимость 
                традиционных активов  земли и рабочей силы  в крупных городах 
                выше, чем в средних и малых. Поэтому чрезмерная концентрация населения 
                при традиционной специализации ведет к снижению роста крупных 
                городов. Для РФ и для больших городов единственная ставка на возможный 
                быстрый рост  переход к инновационному развитию и превращению 
                их в полноценные центры управления (торгово-логистические и транспортные 
                узлы, финансовые и кадровые центры, поставщики информации и технологий). 
               
              Опорные регионы, будут узлами опорного каркаса пространственной 
                организации страны и должны «собирать» российскую территорию как 
                основные транспортные узлы, зоны интеграции РФ с глобальной 
                экономикой, территории концентрации центров управления товарными, 
                финансовыми, информационными и миграционными потоками. Только 
                в этом случае в стране можно сохранить «точки роста» даже в условиях 
                долгосрочного тренда депопуляции и обострения дефицита рабочей 
                силы в 2006-2010 годы. Функции опорных регионов необходимо дифференцировать 
                в зависимости от способа «сборки» территорий, производственной 
                специализации последних и их внутренних кооперационных связей, 
                типа их связывающих транспортно-коммуникационных инфраструктур, 
                способа интеграции в глобальную экономику, а также от специфики 
                этапа развития, который переживает российское общество и его хозяйственная 
                система в настоящий момент. 
              Интеграция РФ в глобальный мир идёт по нескольким направлениям, 
                имеющим свою географическую локализацию и культурно-экономическую 
                специфику, задаваемую приграничным соседством: на Северо-Западе 
                РФ  с ЕС; в центре и на Юго-Западе  со странами СНГ; на Юге 
                 с исламским миром; на Юго-Востоке  со странами АТР и в первую 
                очередь с Китаем. Соответственно, во-первых, должна дифференцироваться 
                государственная политика регионального развития и, во-вторых, 
                выстроена пространственная организация, отражающая определённую 
                иерархию регионов. 
              Интеграция РФ в глобальную экономику в ближайшее время приведет 
                к выделению на её территории следующих зон: 
              
                · «Мировые города», оказывающие существенное 
                  влияние на глобальную экономику (Лондон, Нью-Йорк, Токио). Пока 
                  на статус «мирового города» в РФ есть только один претендент 
                   Москва, оказывающая существенное влияние на распределение 
                  сил на двух значимых сегментах глобального рынка: сырьевом (в 
                  первую очередь углеводородов) и безопасности. Однако позиции 
                  Москвы слабы на других более значимых международных рынках  
                  финансовых, юридических, информационных, транспортно-логистических, 
                  так что Москва пока не может считаться полноценным «мировым 
                  городом». 
                · Зоны технологического трансферта: В случае 
                  сохранения относительно быстрых темпов роста российской экономики 
                  в течение пяти  десяти лет произойдет коренное технологическое 
                  её преобразование. Пока это будет происходить за счёт импорта 
                  массовых, стандартных технологий, а основным импортером будут 
                  иностранные фирмы, разворачивающие процессинговые центры в России 
                  и рассчитанные на поставку продукции на растущий внутренний 
                  рынок. Для этого на территории РФ могут быть созданы зоны технологического 
                  трансферта (процессинга и аутсорсинга). Очевидно, 
                  что они могут развиваться вблизи крупных сегментов внутреннего 
                  рынка и точек общенациональной дистрибуции. Размещение процессинговых 
                  центров возможно только в населённых пунктах, обладающих достаточными 
                  ресурсами квалифицированной рабочей силы и организованной урбанистической 
                  средой жизни. Такие центры должны также находиться в коммуникационной 
                  доступности: в створах международных транспортных коридоров, 
                  в портовых комплексах. Зона технологического трансферта в ближайшие 
                  годы в России может возникнуть только вдоль европейского 
                  транспортного коридора №9. Процесс предполагает расчистку 
                  индустриальных участков для внешних инвестиций, развитие городских 
                  агломераций. 
                · Зоны инновационного развития: На территории 
                  РФ в настоящий момент практически отсутствуют инновационные 
                  зоны. Старые наукограды и ЗАТО не справляются с функцией концентрации 
                  инновационных сил. Западный опыт собирания национальной инновационной 
                  системы на базе крупных университетов не может быть реализован 
                  в силу того, что таких современных университетов в России пока ещё нет. Пространственное развитие безусловно должно интегрировать 
                  в себя инновационную и образовательную политику. Инновационное 
                  развитие может быть обеспечено только за счёт подстегивания 
                  развития городов, активизации урбанистических процессов и выделения 
                  городов-«чемпионов роста» (возможно, за счёт придания им особого 
                  правового статуса). 
                · Зоны старопромышленных регионов, производст-венно-технологическая 
                  база и система расселения которых создана ещё в период советской 
                  индустриализации. Это регионы, основанные на устаревающих, 
                  стандартных технологиях, ориентированные на замкнутые локальные 
                  или стационарные рынки, которые слабо развиваются. Подобные 
                  регионы будут в обозримой перспективе стагнировать, выступая 
                  в качестве «внутренней деревни»  поставщика рабочей силы для 
                  регионов группы роста. В то же время такие регионы будут сильно 
                  дифференцироваться внутренне в зависимости от динамики этнокультурных 
                  и миграционных процессов. Наиболее сложной ситуация может оказаться 
                  в тех из них, где сохранится достаточно высокий естественный 
                  прирост населения и конкуренция за доступ к основным экономическим 
                  ресурсам не только между отдельными индивидами, но и между относительно 
                  крупными социальными группами. Речь идёт прежде всего о Юге 
                  европейской части РФ. 
                · Сырьевые зоны: Старый сырьевой комплекс был 
                  рассчитан на обеспечение внутренней экономики, и его экспортная 
                  переориентация потребует преобразований в системе расселения 
                  и транспортной организации (развитие экспортных трубопроводов 
                  и портового хозяйства, дезурбанизация районов Севера, вахтовое 
                  освоение новых сырьевых регионов и концентрация в них капиталовложений). 
                  Наибольшую проблему будут представлять относительно крупные 
                  города, действующие в зоне сырьевых разработок. Переход на передовые 
                  технологии разработки природных ресурсов потребует сокращения 
                  нового населения на территориях Севера. Очевидно, что территории, 
                  занимаемые коренными малочисленными народами, не могут управляться 
                  по урбанистическому типу, и им должен быть придан особый правовой 
                  режим, обеспечивающий сохранение исторических прав народов на 
                  территорию в сочетании с централизованным государственным управлением 
                   при эффективном общественном контроле за ним. 
                Одним из основных вопросов пространственного развития сырьевых 
                  зон России станет выбор наиболее перспективного рынка на ближайшие 
                  30-50 лет. Помимо ЕС как традиционного потребителя российского 
                  сырья (главным образом углеводородов), будет возрастать роль 
                  США и стран АТР, в том числе Китая в роли потребителей. В зависимости 
                  от выбора рынка поставок будет корректироваться и схема расселения 
                  в Сибири и на Дальнем Востоке, а также транспортно-коммуникационные 
                  коридоры, входящие в каркас пространственной организации страны. 
                · Зоны безопасности: Безопасность страны обеспечивается 
                  на базе геополитических, а не одних геоэкономических технологий. 
                  По мере обесценивания данных технологий для России будет возрастать 
                  бремя содержания приграничных территорий и военной индустрии, 
                  а также дислоцированных на территории воинских подразделений. 
                  Это требует перестройки модели распределения ВПК по территории 
                  и реорганизации пограничной зоны. Она должна быть выделена не 
                  как просто территория, прилегающая к линии границы с особым 
                  административным режимом, а как регион соприкосновения с другими 
                  геоэкономическими и геокультурными пространствами. Для этих 
                  территорий это означает выделение трёх «точек (узлов) сбора» 
                  регионов: транспортно-логистического (точка остановки и переработки 
                  груза, управления его движением), торгового и культурного. Эти 
                  «точки» могут располагаться за пределами РФ или внутри страны. 
                  Пространство до этих точек будет транзитным, управляемым. Для 
                  России, в случае выбора сценария роста её присутствия на мировых 
                  рынках, задачей номер один становится расширение действия собственных 
                  торговых сетей за пределами национальных границ. В настоящий 
                  момент относительно крупные проекты по формированию торговых 
                  зон, реализуемые в приграничных территориях России на Дальнем 
                  Востоке, в большей степени сориентированы на облегчение доступа 
                  иностранных производителей и продавцов на российскую землю (зона 
                  «совместной юрисдикции»  «ПТЭК Пограничный  Суйфэньхэ», предлагаемыей 
                  для реализации во Владивостоке проект «Университета стран АТР» 
                  и т.п.). 
               
              4. Проекты пространственного развития 
              Количество проектов, которые федеральное Правительство способно 
                реализовать в сфере реорганизации пространственной структуры страны, 
                ограничено в силу дефицита не только бюджетных ресурсов, но и 
                в связи с недостаточностью демографического потенциала страны 
                и масштаба управленческого маневра органов государственного управления. 
              Мегаполис Москва  Санкт-Петербург. 
              Наиболее крупным, ядерным проектом в пространственном развитии 
                страны может стать проект формирования первого в стране мегалополиса 
                как соединение двух крупнейших агломераций страны  
                Москвы и Санкт-Петербурга. Данный мегалополис способен сконцентрировать 
                в своём составе значительную часть населения страны (до 30%), 
                а также существенную часть производства ВВП. Кроме того, в него 
                смогут войти не только основные инновационные центры РФ, сегодня 
                сконцентрированные в столичных регионах, но и зоны технологического 
                трансферта (аутсорсинга и процессинга). Формирование мегалополиса 
                как единого действующего организма позволит подтянуть старопромышленные 
                регионы, находящиеся в створе европейского транспортного коридора 
                № 9, обеспечив модернизацию их экономики за счёт передачи им на 
                аутсорсинг части несвойственных столичным регионам функций: промышленное 
                производство, часть транспортно-логистических и торгово-дистрибуционных 
                услуг, выполнение рекреационных функций и формирование зоны субурбанизации 
                и т.п. В свою очередь, Москва и Санкт-Петербург смогут сосредоточиться 
                на выполнении функций центров значимых во всём мире агломераций 
                 управленческих и инновационных. Если данный проект будет реализован, 
                то в РФ появится мегалополис, равный (если их не превосходящий) 
                по мощности основным европейским урбанистическим зонам. Есть все 
                основания рассчитывать, что мегалополис «Москва  Санкт-Петербург» 
                за счёт ускорения и упрощения коммуникаций внутри региона позволит 
                повысить динамику экономических и культурных процессов, упорядочить 
                миграционные процессы, использовать миграционный потенциал столиц. 
                Стоимость активов внутри мегалополиса должна существенным образом 
                возрасти (в первую очередь речь идёт о стоимости земли и рабочей 
                силы). Данный мегалополис может многократно ускорить инновационное 
                развитие страны. При этом его формирование потребует новой пространственной 
                организации как самих столиц, так и всей зоны между ними, включая 
                изменение системы расселения, порядка управления территориями, 
                транспортной связанности, которая должна распространяться помимо 
                сообщения «Москва  Санкт-Петербург» на доступность всех частей 
                мегалополиса (территорий, как минимум, четырёх российских областей). 
                В целом такой подход к формированию более крупных региональных 
                образований как локомотивов развития на базе уже существующих 
                регионов-лидеров соответствует мировому опыту территориального 
                развития. 
              Выделение на территории РФ опорных регионов может быть произведено 
                за счёт :  
              
                - 
                  
формирования узлов инфраструктур (в первую очередь транспортных, 
                    придания развитию отдельных транспортных узлов и коридоров 
                    федерального значения);  
                 
                - 
                  
стыковки внутренних транспортных коммуникаций с международными 
                    транспортными коридорами;  
                 
                - 
                  
поддержания миграционной мобильности населения; размещения 
                    крупных образовательных учреждений федерального значения. 
                   
                 
                - 
                  
функционального зонирования территорий. 
                 
               
              Следует оценить последствия нормативно-правового закрепления 
                особого статуса отдельных территорий. Например, внесенный на рассмотрение 
                Правительства РФ проект федерального Закона «Об особых экономических 
                зонах в Российской Федерации» предусматривает выделение в качестве 
                пионерных зон развития в стране особых территорий  промышленно-производственных 
                и технико-внедренческих зон. Однако ни те, ни другие не являются 
                особенно новыми, в мире их создали огромное количество в 1970-1980 
                годах. Назрела необходимость в законодательном поощрении создания 
                в России постиндустриальных «средовых зон»  торговых, образовательных, 
                развлекательно-рекреационных и т.п. зон, создаваемых в качестве 
                своеобразных «ловушек» инновационной активности людей на выделяемой 
                территории и стимулирующих приток в них наиболее ценного вида 
                капитала  человеческого. Причем в качестве шага к новой пространственной 
                организации страны можно сформировать эти зоны поверх существующих 
                административных границ, придав им особый государственно-правовой 
                статус. 
              Регион «Юг» 
              Оформление пояса опорных регионов страны начинается с южной части 
                РФ. У Юга есть несколько стратегических выборов:  
              
                - 
                  
возможность обустроить крупнейшую зону технологического трансферта 
                    за счёт пересечения западных транспортных и логистических 
                    коридоров, а также потока трудовой рабочей силы  мигрантов. 
                   
                 
                - 
                  
«обновить» традиционную агропромышленную специализацию за 
                    счёт использования новых биологических и экологических технологий 
                    (Краснодарский край  Ростовская область  Ставропольский 
                    край). Уже существующие инфраструктуры традиционного агропромышленного 
                    комплекса могут быть «переплавлены» в новый формат мировой 
                    экономики: агрокластер.  
                 
               
              Мировой Университет 
              Важнейший национальный приоритет страны при сохранении инновационного 
                вектора развития  это возможности формирования нового поколения 
                человеческих и трудовых ресурсов. Крупные образовательно-инновационные 
                комплексы, готовящие выпускников профессий, которые будут затребованы 
                в неоиндустриальном «завтра», а не в сырьевом и традиционном «сегодня», 
                могут быть достигнуты за счёт укрупнения существующих вузов страны 
                в выбранных опорных регионах. В первую очередь, это регионы, 
                задающие масштаб и связность страны  Уральский регион, Юг и Дальний 
                Восток. Вероятнее всего таким образовательным комплексам необходимо 
                присвоение статуса федерального инновационного центра по определённым 
                национальным инновационным приоритетам (сверхбыстрый транспорт, 
                новые материалы, нанобиотехнологии, гуманитарные технологии, новая 
                энергетика и т.д.). 
              Связность территории РФ  транспортный каркас страны 
              Россия  страна гигантских территорий, и в ней всегда присутствуют 
                центробежные тенденции, в частности вследствие того, что на карте 
                страны есть лишь один центр управления  Москва. В первую очередь, 
                в рамках безопасности и сохранения территориальной целостности 
                необходимо, помимо формирования полицентрической карты России, 
                задавать её инфраструктурный, транспортный каркас. Ключевым проектом, 
                сшивающим транспортную, грузовую, трансграничную1 функции, 
                является национальный проект Северного региона  формирование 
                современного хозяйственно-экономического и исследовательского 
                комплекса на базе Северного морского пути  СМП. Вторая сторона 
                этого проекта  «удержание» и усиление территории Дальне-Восточного 
                региона и восстановление эффективности использования морских портов 
                и Транссиба.  
              Проект неоиндустриальных территорий 
              В проектируемой генеральной схеме страны будет предусмотрена 
                возможность «пересборки» в новую конфигурацию территорий старопромышленных и сырьевых регионов РФ  Уральского и Приволжского, 
                доходы от которых в настоящее время являются основными в структуре 
                ВВП РФ. Неоиндустриальная платформа РФ создаётся за счёт так называемых 
                региональных инновационных систем, которые в каждом регионе имеют 
                собственную инновационную специфику, инновационный «градус». В 
                нашем случае остаточная индустриальная платформа позволяет развернуть 
                новый контур технологического развития  за счёт использования 
                в сырьевых, добывающих и перерабатывающих отраслях Северного 
                региона и Сибири новых технологий добычи, продвинутой экологической 
                политики, активного развития человеческого капитала и современных 
                услуг.  
              5. Задачи по реализации политики пространственного развития 
                РФ 
              Федерация должна сосредоточиться на формировании и развитии 
                опорного каркаса пространственной организации страны, так как 
                не может централизованно планировать все аспекты пространственного 
                развития РФ. Территории, не отнесенные к узлам данной организации, 
                должны самостоятельно вырабатывать и реализовывать стратегии своего 
                развития. Федерация должна осуществлять селективную бюджетную 
                (грантовую) поддержку региональных инициатив. Для этого необходимо 
                создать различные бюджетные фонды, дифференцированные по целям 
                бюджетных расходов и по типам территорий, на развитие которых 
                они сориентированы. В качестве механизма «запуска» перестройки 
                пространственной организации не только «сверху», но и «снизу», 
                можно использовать опыт так называемых «демонстрационных программ», 
                передавая на определённых условиях функции государственного управления 
                пространственным развитиям территориям-девелоперам (например, 
                городам-миллионникам, вменяя им функции развития других территорий). 
              Для упорядочения политики регионального развития и управления 
                пространственным развитием РФ необходимо нормативно закрепить 
                схему пространственного развития страны, определив параметры 
                развития системы транспортно-коммуникационных инфраструктур, осуществив 
                функциональное зонирование территорий, определив места локализации 
                крупных объектов социальных инфраструктур федерального значения 
                и основные параметры системы расселения. Данная схема должна разрабатываться 
                на основании федерального закона Министерством Регионального Развития 
                РФ, утверждаться федеральным Правительством и служить для координации 
                действий федеральных, региональных и муниципальных органов. Действие 
                схемы пространственного развития должно опираться на согласование 
                с нею блока архитектурно-планировочной документации. 
              Отдельно должен быть урегулирован порядок специальных фондов 
                поддержки региональных проектов в рамках фонда компенсации регионального 
                развития и фонда софинансирования социальных расходов, уже сегодня 
                закреплённых Бюджетным кодексом РФ. 
              Отдельной задачей должно стать завершение формирования подведомственных 
                органов и учреждений МРР РФ  Института пространственного развития, 
                осуществляющего разработку схемы пространственного развития и 
                территориально-планировочные работы, а также Агентства пространственного 
                развития и территориального планирования, обеспечивающего реализацию 
                проектов развития регионов России. 
              Необходимо развернуть целый блок работ, направленных на подготовку 
                кадров проектировщиков пространственного развития страны, так 
                как утрата культура проектно-планировочной деятельности представляет 
                собой фундаментальное ограничение для реализации новой политики 
                пространственного развития. 
               |