| Вот интересно: есть у нас в России внутренняя политика, или её 
                нет? Введя двойной институт выборов-назначения губернаторов, федеральная 
                власть вывела региональную власть из-под прямой зависимости от 
                воли избирателей и, как казалось, обеспечила себе желанную стабильность. 
                В то же время, настаивая на том, что второй опорой федерации должно 
                быть местное самоуправление, центральная власть привела в движение 
                элиты, сложившиеся на низовом уровне. Напряженность между, так 
                сказать, старой гвардией (районное начальство) и буржуазией городов, 
                все чаще образующей ядро муниципальной власти, вылилась в невидимую 
                из столицы, яростную борьбу на большей части территории страны. 
               Поскольку законы последних лет принимаются исключительно по схемам 
                правительства, а правительство наше в 
                мелочах географии не разбирается, и ими не интересуется, любой 
                новый закон только наращивает напряженность. Люди живут не в регионах. Люди живут на местах  в городах, поселках, 
                кое-кто в селах. Ввести в России местное самоуправление  идея недурная. Но ввели, 
                как всегда, сверху, и в обязательном порядке. Дать реальную самостоятельность 
                не собирались, спеленав местную власть тьмой правил на все случаи 
                жизни. Но на все случаи не вышло  вот и ломают голову низовые 
                власти, как жить, если, скажем, Налоговая служба не подпускает 
                их к информации о доходах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 
                Введение такого закона в действие сопряжено с дополнительными 
                расходами, и расходы это немалые. Но денег на сам процесс передачи 
                полномочий федеральный центр не дал. Не стоит забывать, что в малых 
                городах  районных центрах, как правило, жителей в три, пять, 
                а то и в семь раз больше, чем в районах. Перед старой, районной 
                гвардией  надёжной опорой губернаторов  нависла угроза маргинализации. 
                Региональную власть такая ситуация не устраивала, и она надавила 
                на федеральный центр, вследствие чего хвост фокстерьера в большинстве 
                случаев будут резать по частям, аж по 2009 год, растянув передачу 
                полномочий и сопряженных с ними денег на четыре года. Самый скверный трюк, заложенный в закон 
                о местном самоуправлении, заключается в том, что этот закон 
                ввел в оборот понятие городское поселение, наряду с городским 
                округом. Открылась возможность региональными законами обезвластить 
                города, в политическом смысле закрепив дезурбанизацию страны под 
                флагом развития местного самоуправления. Бюрократия начинает борьбу 
                с местной буржуазией и выигрывает. Пока выигрывает. Все же города как-то живут  везде по-разному. В одном регионе 
                 и то по-разному. Вот в Ярославской губернии два древних города: 
                Рыбинск и Углич. Рыбинские люди долго и славно боролись за 
                то, чтобы утвердить статус городского округа и самим формировать 
                свой бюджет. Боролись с районной властью, боролись с губернской 
                 провели-таки референдум в октябре прошлого года и… победили. 
                Правда, на сегодняшний день победа Пиррова: город был готов формировать 
                бюджет, но губерния решила  ещё год проживете по-старому, по 
                смете. По закону решила! В эффекте по репутации Сдвижкова, главы 
                городского округа Рыбинск, был нанесен жестокий удар. В настроениях 
                горожан, которые 1 сентября прошлого года прошли по улицам шествием 
                под девизом «Я  рыбинец!», пошел откат. Разочарование, наложившись 
                на раздражение от монетизации льгот, умножившись за счёт сомнений 
                в том, что из национального проекта «Доступное жилище» для них 
                что-то выйдет  это взрывчатая смесь. Неподалеку от Рыбинска  Углич. Здесь референдум провести не 
                удалось, Углич  теперь всего лишь поселение. Передавать ему имущество 
                район отнюдь не торопится, и госпожа Шереметьева, возглавляющая 
                муниципальный район,  вполне законным образом!  как хочет, отыгрывается 
                на Угличе, попытавшемся уйти из её объятий. Мэр Углича  Орфаницкий 
                 криком кричит: районная власть имеет полную возможность (и право, 
                заметим) продать всю ликвидную недвижимость города, так что к 
                моменту передачи полномочий у него на руках может не остаться 
                ровно ни-че-го. Кроме обязанностей и ответственности перед горожанами, 
                которые его выбирали. Более того, земля тоже осталась за районом, 
                так что и выделять участки, и резервировать их под строительство 
                город не сможет. Законодатель предполагал, что за счёт создания 
                почти 15 тысяч новых муниципий общая численность чиновников на 
                местах не вырастет  вместе с полномочиями вниз уйдут и ставки. 
                 Ну уж нет: как было в Угличском районе 120 чиновников, так и есть. 
               Глава города сдерживает раздражение сограждан, как может, но… 
                впереди новый учебный год, сезонные походы в поликлиники, отопительный 
                сезон, ни копейки на капитальный ремонт…  Закон предусмотрел три варианта: хотите  выбирайте мэра и городской 
                совет порознь, хотите  выбирайте главу города из числа депутатов 
                городской думы, хотите  выбирайте главу и в то же время нанимайте 
                сити-менеджера. Жизнь выработала ещё и четвёртый вариант  советы 
                малых поселений добровольно отрекаются от самоуправления и, убедившись, 
                что ни средств, ни полномочий у них нет, спешат отдать управление 
                наверх  в руки районного начальства. Если учесть, что в одних 
                только новообразованных муниципалитетах около ста тысяч низовых 
                чиновников и около двухсот тысяч депутатов, концентрация смеси 
                раздражения с разочарованием на пороге выборного 2007 года грозит 
                превратиться в могучую волну протестного голосования. Кстати, при том что шесть комитетов Совета Федерации выступили 
                против принятия Водного кодекса   
                мы говорили о нем весной, и ни один комитет не выступил «за», 
                верхняя палата всё же поддержала вчера закон, поверив обещаниям 
                Германа Грефа, что уже осенью в кодекс будут внесены поправки. 
                Скудоумие не позволяет мне уразуметь, почему не принять той 
                же осенью сразу подправленный закон, ну да ладно: Герман Оскарович! 
                Реки и небо слышали Вас. Слово было дано. |