| У проекта «Урал 
                Промышленный — Урал Полярный» есть несколько смыслов. Один 
                очевидный: доразведать запасы Приполярного и Полярного Урала, 
                в частности — марганец и хром, стратегическое сырьё, которое мы 
                импортируем. Кроме того, уголь, который надо тащить на Урал из 
                Экибастуза, и если завтра Казахстану захочется повысить на него 
                цену, то наша утомлённая уральская промышленность окажется в трудном 
                положении.  Второй 
                смысл: это первый макрорегиональный проект, в котором исходно 
                участвуют несколько субъектов Федерации, учредителей и акционеров 
                корпорации «УП— УП». Вначале их набор был правильным: Челябинск, 
                ЯмалоНенецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Тюмень, Коми, Пермь. Потом полпред УрФО решил, что Коми и Пермь — не его округа, 
                и исключил их. Но экономическое развитие не укладывается в рамки 
                административных границ.
 Недавно Общественная палата проводила экспертные слушания по 
                состоянию проекта. Мы с коллегами были в этом регионе и четыре 
                года назад, и полтора, вместе с профильным комитетом ГД по региональной 
                политике. Всё было замечательно, кроме одного — всё топчется на 
                месте. Причина в том, что железнодорожники не хотят строить дорогу, 
                мотивируя тем, что возить по ней ещё нечего. На что им резонно 
                отвечают: пока не будет магистрали, все эти месторождения, находящиеся 
                в 200 км от дороги, никогда не найдут инвестора. А инвесторы есть, 
                они готовы вкладываться, но им нужны три вещи: дорога, энергостанции 
                (потому что никакого развития при цене в 18 руб. за кВт. ч быть 
                не может) и геологическая доразведка, поскольку начерно оконтуренные 
                месторождения ещё не могут быть основанием для бизнес-проекта. 
                По результатам нашего обсуждения была подготовлена записка, которую 
                направили в высшие органы власти. Третий смысл — геополитический: это реальный шаг от разговоров 
                о возвращении России в Арктику. Но при этом нельзя возвращаться, 
                повторяя советские ошибки и строя новые Норильски, с населением 
                которых, занятым вне основного производства, неизвестно что потом 
                делать. А проект открывает перспективы для весьма неплохо обустроенных 
                городов Ямала, Югры и Коми, которые по качеству городской среды 
                стоят много выше среднероссийского уровня, и терять это богатство 
                было бы неразумно. Им надо сегодня думать о «жизни после нефти», 
                потому что нефть не вечна. У них есть два выхода. Либо они получают 
                шанс на вторую жизнь и становятся опорными пунктами короткого 
                плеча для вахтенной работы на объектах «УП — УП». Либо умирают, 
                как Воркута, которая теряет людей, потому что воркутинский уголь 
                уже кончается. А завтра в таком жеположении окажется Ухта.
 У нас есть ещё два подобных крупномасштабных проекта: Нижнее 
                Приангарье и Южная Якутия. Но «УП — УП» гораздо глубже проработан, 
                с точки зрения бизнессхемы и технического предпроекта. И уже есть 
                спрос на его продукцию. Это проект, стоящий во всех смыслах. Наша 
                задача, как клуба независимых экспертов, — помочь инициаторам 
                проекта его продвигать. |