|  
               Почти все главы экономически сильных регионов привычно жалуются 
                на то, что федеральный центр забирает у них слишком много, 
                однако в реальности их вполне устраивает ситуация, при которой 
                они субсидируются из федерального бюджета целевым образом, 
                что ни в коем случае не стимулирует инновационную деятельность. 
                Ожидать стремления к инноватике от глав регионов, пребывающих 
                в должности 15  20 лет, было бы странно. Ожидать этого от новых 
                назначенцев, которые в большинстве поглощены отрицанием всего, 
                что делалось при предшественниках (см.Новгород, Улан-Удэ, 
                Иркутск), также не приходится. Стягивание ресурсов на государственные 
                корпорации, в свою очередь, порождает у региональных властей склонность 
                к пассивному ожиданию прихода инвесторов, с которыми можно будет 
                вести торг по вопросам отвода земли и т.п. 
              Наибольшие возможности для крупномасштабной инновационной деятельности 
                региональных властей содержатся в управленческой сфере. В Белгородской 
                области был реально сформирован фонд земель под жилищное 
                строительство, что обеспечило быстрое продвижение приоритетного 
                национального проекта «Доступное и комфортное жильё «. 
                В Архангельской области новый губернатор Михальчук реализует 
                посыл Д.А.Медведева, простимулировав мэрию к заключению пятилетних 
                договоров аренды с предприятиями малого бизнеса. В Новосибирской 
                области губернатор Толоконский шаг за шагом стимулирует активность 
                органов местного самоуправления, обменивая субсидии из областного 
                бюджета на проценты региональных налогов, передаваемые в пользу 
                тех, кто доказал умение ими воспользоваться. В Калужской области 
                команда губернатора Артамонова, осознав наличие рисков быстрого 
                роста, после утверждения схемы территориального планирования 
                по шаблону Минрегиона, приступила к разработке уточненной схемы 
                для своего северо-восточного субрегиона, увязывая развитие производства 
                с развитием туризма. В Пермском крае команда губернатора 
                Чиркунова реально осуществила реконструкцию управления и финансирования 
                в сферах образования и здравоохранения, выделив на аутсорсинг 
                все непрофильные виды деятельности менеджмента. В Красноярском 
                крае от теоретических обсуждений эффективности агломераций перешли 
                к созданию дирекции «Красноярск 2020», задачей 
                которой является территориальное развитие  в отличие от повышения 
                эффективности функционирования, чем занято реорганизованное краевое 
                правительство. 
              Все это скорее исключения из правила, и соседи отнюдь не торопятся 
                внедрять прогрессивный опыт отдельных регионов. В большинстве 
                регионов ждут появления стратегии территориального развития от Минрегиона 
                (выступление президента на Чукотке), тогда как качественная 
                стратегия не может быть создана чиновниками в Москве без 
                активного включения регионов в этот процесс. Контакты регионов 
                с соседями в лучшем случае сводятся к согласованию стратегий 
                развития, тогда как усилия экспертов разъяснить конкретные выгоды 
                кооперации усилий по конкретным задачам развития смежных территорий 
                до настоящего времени не находят понимания у региональных властей, 
                предпочитающих видеть субъект федерации как остров в пустынном 
                море. 
              В ряде случаев вина лежит на федеральных структурах. Так, РАО 
                ЕЭС упорно блокировало практические разработки в сфере альтернативной 
                энергетики (выступление Президента на Чукотке), затягивание финансирования 
                отбросило на год подготовку начала строительства Богучанского 
                гидроузла. 
               |