В режиме ожидания

Почти все главы экономически сильных регионов привычно жалуются на то, что федеральный центр забирает у них слишком много, однако в реальности их вполне устраивает ситуация, при которой они субсидируются из федерального бюджета целевым образом, что ни в коем случае не стимулирует инновационную деятельность. Ожидать стремления к инноватике от глав регионов, пребывающих в должности 15 — 20 лет, было бы странно. Ожидать этого от новых назначенцев, которые в большинстве поглощены отрицанием всего, что делалось при предшественниках (см.Новгород, Улан-Удэ, Иркутск), также не приходится. Стягивание ресурсов на государственные корпорации, в свою очередь, порождает у региональных властей склонность к пассивному ожиданию прихода инвесторов, с которыми можно будет вести торг по вопросам отвода земли и т.п.

Наибольшие возможности для крупномасштабной инновационной деятельности региональных властей содержатся в управленческой сфере. В Белгородской области был реально сформирован фонд земель под жилищное строительство, что обеспечило быстрое продвижение приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жильё ". В Архангельской области новый губернатор Михальчук реализует посыл Д.А.Медведева, простимулировав мэрию к заключению пятилетних договоров аренды с предприятиями малого бизнеса. В Новосибирской области губернатор Толоконский шаг за шагом стимулирует активность органов местного самоуправления, обменивая субсидии из областного бюджета на проценты региональных налогов, передаваемые в пользу тех, кто доказал умение ими воспользоваться. В Калужской области команда губернатора Артамонова, осознав наличие рисков быстрого роста, после утверждения схемы территориального планирования по шаблону Минрегиона, приступила к разработке уточненной схемы для своего северо-восточного субрегиона, увязывая развитие производства с развитием туризма. В Пермском крае команда губернатора Чиркунова реально осуществила реконструкцию управления и финансирования в сферах образования и здравоохранения, выделив на аутсорсинг все непрофильные виды деятельности менеджмента. В Красноярском крае от теоретических обсуждений эффективности агломераций перешли к созданию дирекции "Красноярск 2020", задачей которой является территориальное развитие — в отличие от повышения эффективности функционирования, чем занято реорганизованное краевое правительство.

Все это скорее исключения из правила, и соседи отнюдь не торопятся внедрять прогрессивный опыт отдельных регионов. В большинстве регионов ждут появления стратегии территориального развития от Минрегиона (выступление президента на Чукотке), тогда как качественная стратегия не может быть создана чиновниками в Москве без активного включения регионов в этот процесс. Контакты регионов с соседями в лучшем случае сводятся к согласованию стратегий развития, тогда как усилия экспертов разъяснить конкретные выгоды кооперации усилий по конкретным задачам развития смежных территорий до настоящего времени не находят понимания у региональных властей, предпочитающих видеть субъект федерации как остров в пустынном море.

В ряде случаев вина лежит на федеральных структурах. Так, РАО ЕЭС упорно блокировало практические разработки в сфере альтернативной энергетики (выступление Президента на Чукотке), затягивание финансирования отбросило на год подготовку начала строительства Богучанского гидроузла.


Опубликовано на Liberty.ru, 25.09.2008

См. также

§ "Федерализьм", однако



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее