Вологодчина

Пирамидальное построение власти в нашей стране отражено в пирамидах управления по всем субъектам Федерации. Известно, что в стороне от федеральных трасс между соседними городами пробраться трудно, в чем можно усмотреть только один вид пользы. Вдоль границ субъектов сами собой устроились своего рода экологические заказники. Так же непросто дается связь между соседними районами и внутри одного региона. Все и всё замкнуто на губернские столицы. Горизонтальные связи не приветствовались в советское время, мало их и сейчас. Вот почему каждая осмысленная попытка сменить формат пространственного развития заслуживает особого внимания…

Вологодская область производит мало шума. Работают себе, и неплохо. За последние годы коров стало меньше, а вот молока от каждой — в два раза больше. До Голландии ещё далековато, но тенденция есть. И яиц стало больше, и свинины. По национальному проекту для крупных хозяйств открыты кредитные линии на почти миллиард рублей. Из почти 900 личных хозяйств, подавших заявки, две трети уже получили льготные кредиты.

Начал я с сельского хозяйства, потому что всякому известно, что такое Северсталь, а то, что по сельскому производству губерния стоит рядом с Краснодарским краем, мало кто знает. Но интересно иное. Область эта — с двумя центрами практически одинаковой численности, по 300 тысяч человек — Вологда и Череповец. Между ними — 130 километров автотрассы — хорошей. С легкой руки начальника департамента экономики Леонида Йогмана, при полной поддержке губернатора Вячеслава Позгалева, развертывается проект развития исключительной важности. Проект агломерации Вологды и Череповца готовили пять лет. Главное в том, что проект не подразумевает полного слияния двух крупных центров, речь идёт лишь о формировании единой инфраструктуры, о создании в них равных и равно комфортных условий ведения бизнеса.

В полосе между Вологдой и Череповцом 7 из каждых 10 жителей области, так как здесь концентрируется и сельское население области, и его высшая производительность. В 90-х годах между двумя городами было напряжение. Как вспоминает губернатор Позгалев, противостояние экономических элит было жёстким. Два десятка управленцев, которых губернатор вывез из Череповца в Вологду, получили прозвище "железные мальчики". Такого противостояния уже нет, но местные различия и взаимные претензии, разумеется, остались. Команда Позгалева приняла нестандартное решение: почти посредине между Вологдой и Череповцом формируется экономическая зона Шексна. Она, как пряжка, стянет два центра, не ущемляя ничьих интересов и создавая новый центр притяжения инвестиций на пересечении железных дорог и автотрасс с Волго-Балтийским водным путем. К 2008 году к площадке в две сотни гектаров будут подключены все инженерные коммуникации, что позволит создать качественно новый центр переработки череповецкого металла. И до десяти тысяч новых рабочих мест, к чему останется добавить жильё и социальную инфраструктуру.

Правильный прогноз — уже через несколько лет страну ждет острая конкуренция за квалифицированную рабочую силу. За человеческий капитал. Все не могут выиграть в этой борьбе за человека, и ценность, и рыночная цена которого будут расти быстро. Вологодские хотят быть среди победителей и не ждут милостей от федерального центра. Правильная тактика.

"Для нас сейчас уже не важно, выиграем мы в федеральном конкурсе на создание особых экономических зон или нет, — заявил губернатор: ... мы справимся сами. У нас достаточно желания, сил, талантливых специалистов, которые справятся с этой задачей. Кроме того, у нас уже сейчас есть заявки от предприятий, которые, не дожидаясь результатов федерального конкурса, хотят разместить свои заводы в Шексне. Те, кто выиграл прошлый конкурс, до сих пор не получили ни копейки, а у нас на территории планируемой экономической зоны уже строятся дороги, проводится электроэнергия и газ, финны уже строят первый завод, который мы планируем пустить в следующем году".

Средства, вложенные в Шексну из областного бюджета, должны окупиться через 7 лет.

Об агломерациях говорили давно, но одни только учёные-урбанисты. Сейчас стало ясно, что остро необходимы скоординированные программы развития соседних городских и полугородских структур. Что агломерации — главные узлы роста. Об агломерации Самары, Тольятти и Жигулевска уж десять лет назад издали книгу, но реальных шагов не было. Иркутская область только ещё разрабатывает программу агломерации Иркутска, Шелехова и Ангарска. В Кемеровской области — и не начинали. Москва и Московская область ещё не вышли из стадии пустой перепалки. Агломерация — дело тонкое. Самое неразумное — быстрое административное объединение муниципалитетов, каждый из которых обладает собственным коллективным "Я". Самое разумное — тонкая отстройка взаимодействия, согласования интересов, что требует договороспособности. А способность договариваться — доблесть у нас пока редкая.

Похоже, что хотя бы на Вологодчине до этого дозрели.


Из программы "Реальная политика".
15 ноября 2006 г.



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее