Петербург '06

В Петербурге, как некогда в Одессе, всё есть. Уже есть "Русский Давос" — Экономический Форум. И скоро будет Конституционный Суд. И туннель под Невой. Вот и встреча восьми национальных лидеров пройдет в Петербурге. И это хорошо! Теперь не скажешь, что здесь великий город с областной судьбой. Контрасты бедности и богатства здесь опять вполне столичные. И вообще всяческие контрасты и парадоксы. Петербург — город, которому, вроде бы, предопределено судьбой стать российским центром науки, культуры, искусства. Однако на наших глазах он превращается в этакий новый Детройт: сплошь автозаводы — Форд, Тойота, Ниссан, скоро и Дженерал Моторс прибавится.

С приходом больших денег наблюдается, конечно, некая утрата вкуса в архитектуре и дизайне, но выйдешь на Дворцовую площадь или к Невской Стрелке, и сердце успокаивается — быстро такой город не испортишь, а там, глядишь, и вкусы подтянутся.

Во всяком случае, Губернатор Санкт-Петербурга, Валентина Матвиенко одевается с несомненным стилем, так что есть кому подражать.

Впрочем, несколько озадачивает, что стильный губернатор занялась чистой воды разбоем — как иначе определить избранный способ увеличения бюджетных ресурсов Петербурга? Где уговором, где нажимом Матвиенко умыкнула сюда крупных налогоплательщиков: Совкомфлот, Трансаэро, Внешторгбанк, Транснефтепродукт, а теперь и Газпромнефть. Северная Пальмира на этом получит миллиардов двадцать в год. Оно бы и хорошо, да только Астрахань или Омск после такой операции корчатся в судорогах, лишившись чуть не половины годовых доходов. Министр финансов Кудрин проворчал было, что не ладно это — враз перебегать с деньгами из одного субъекта федерации в другой. Но санкт-петербургский губернатор, усмотрев в чей огород камешек, тут же парировала: некоторые на словах за рынок, а сами пытаются загнать компании в тиски административного регулирования. Круто — иного слова и не подберешь.

Оно бы и славно, да только в самом Петербурге с административным регулированием всё в порядке. Не забалуешь. Есть в городе государственное унитарное предприятие — ГУП "Пассажиртранс". Как все почти ГУПы, банкрот — одного долга городу 2 миллиарда. В Москве независимых перевозчиков немного, но зато есть льготные проездные карточки у тех, кому они положены, и дело отладилось недурно. В Петербурге всё иначе: здесь своё ноу-хау: выделенные социальные маршруты. Это ноу-хау категорически не соответствует федеральному закону, на что и было указано не единожды. Но столица ведь, ей федеральный закон не писан. Здесь жили — не тужили 56 независимых перевозчиков, объединенных в Ассоциацию. И что самое интересное, недурно зарабатывая на хлеб с маслом, они возят народ на коммерческих своих маршрутах по цене 10 — 12 рублей, что ниже льготной цены на социальных маршрутах.

Какой может быть выход из сей коллизии? Не угадаете: провели конкурс на социальные маршруты, под предлогом несоответствия его условиям отсеяли больше половины предприятий, и оставили 6 победителей, в число которых самые успешные независимые перевозчики не попали. Зато победные маршруты отчего-то совпали с теми, какие были независимыми перевозчиками разработаны и освоены к полному удовольствию жителей.

В здешнем коммунальном хозяйстве ситуация сходная, зато у каждого депутата городского Законодательного собрания как был при Собчаке ещё, так и есть личный фонд, из которого он по своему усмотрению может облагодетельствовать какой-нибудь двор или сквер.

Да, с северной столицей не заскучаешь. Тем более что в её состав входят некогда самостоятельные города — Сестрорецк, к примеру, Пушкин (который Царское Село), Ломоносов (который Ораниенбаум).

А вот Гатчина не входит. Эта реальная столица при императоре Павле Первом, эта фактическая столица при императоре Александре Третьем, который после подлого убийства отца Петербурга опасался. Теперь стотысячную Гатчину по инерции именуют городом, но по статусу она — городское поселение столь же низкого, первичного уровня, что и поселение Сиверская Гатчинского муниципального района. На всю столичную Ленинградскую область только один полноценный город и есть — Сосновый Бор, где Атомная электростанция. Так решило областное Заксобрание по подсказке губернатора Сердюкова.

От старой Гатчины уцелел Приоратский замок, построенный для Павла Первого из битой земли — замечательное ноу-хау архитектора Львова. Отчасти дворец, в руинах Оранжерея, которую областное начальство вот-вот отдаст эффективному, по его мнению, собственнику. Как и положено, из всех платежей в городскую казну зачисляется лишь 10 процентов от подоходного налога. Как заметил Калугин, глава гатчинской администрации (не районной, а городской, которая поселенная), если ещё в прошлом году можно было отследить вклад каждого предприятия в бюджет города, то сегодня невозможно даже это. "Не должно быть местное самоуправление в мертвом дотационном состоянии", — убежден Калугин. Трудно ему понять, почему арендная плата за землю поселений делится 50 на 50: половина идёт в их бюджет, а половина — в бюджет области, а оттуда — дотация, но с опозданием. А имущество разжалованной столице, как и другим поселениям, ещё не передано, а тарифы не утверждены, а после лета бывает зима.

Впрочем, есть надежда, что найдут деньги на капитальный ремонт одной городской улицы. Да и предприятия чуток помогут с благоустройством.

"… В 60 верстах от Петербурга у меня есть поместье, где воздух здоров, вода удивительна, пригорки, окружающие озера, образуют уголки, приятные для прогулок, и возбуждают к мечтательности..." — так писал Граф Орлов Жан-Жаку Руссо.


Из программы "Реальная политика",
14 июня 2006 г.

См. также

§ Ленобласть '06



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее