Ошибка считать злом московский бизнес

Недавно в Калининграде решили разработать концепцию развития города до 2035 года, и одним из разработчиков назвали Глазычева. Это и стало поводом для разговора с экономистом и политологом.

— В Калининграде говорят, что вы проявили интерес к разработке стратегии развития города. Так ли это?

Глазычев В.Л: Да, я готов участвовать, поскольку много лет назад мы уже начинали такую работу. Ситуация у вас совершенно уникальная. Второго такого города в стране нет. Интересно выстроить второй европейский город России. Один есть — Петербург в наследство достался. И Калининград вполне может претендовать на эту позицию.

— Вы бывали не раз в Калининграде и не раз высказывали вполне лестные суждения. В чем причина хорошего отношения?

Глазычев В.Л: У вас есть шанс, который был не реализован до конца в Петербурге по поводу европейской столицы. И второе — не терять памяти о прошлом, а присвоить его себе на правах победителя. Это не означает рабское следование. Я в своё время предлагал на семинаре в Калининграде доработку острова, там, где собор, в виде парка, стилизованного под старый город. То есть восстановить тень старого города из деревьев и кустов. Я не утверждаю, что надо делать именно так, но это логика мышления. Восстановить тень, но не пытаться имитировать, не пытаться обезьянничать. Но главное, чтобы местное сообщество участвовало в этом не эмоционально-ностальгически, а чисто конструктивно.

— Вы внимательно следите за тем, как развиваются регионы. С вашей точки зрения, заметны ли изменения ситуации в Калининградской области?

Глазычев В.Л: В детали мне вдаваться трудно… Но я могу зайти с другого конца. Я участвовал в рецензировании обоих вариантов стратегии развития Калининградской области. Первого, который был представлен где-то весной или в начале лета прошлого года. И второго, который был представлен поздней осенью. Первый был, мягко выражаясь, нахрапистый и наивный. Но… прошло совсем немного времени, сменили команду разработчиков и получили результат, которому я в целом мог бы дать очень позитивную оценку. Не идеальную, конечно, но всё-таки показатель, что команда обладает способностью к обучению. То, что вначале было сделано много ошибок, это естественно. Потому что очень вязкая среда в Калининградской области, насколько я могу судить. Она должна сопротивляться всякой попытке резкой модернизации. А с другой стороны, у вашего губернатора не хватает терпения, чтобы понять, что с местным бизнес-сообществом и культурной элитой надо заключить сначала пакт о ненападении, а потом построить диалог.

— Вячеслав Леонидович, многие считают, что у нас сейчас отдается предпочтение московскому бизнесу в ущерб местному. Вы согласны с этим утверждением?

Глазычев В.Л: Представить себе, что экспансия московского капитала и московского бизнеса — это некое абсолютное зло, было бы жестокой ошибкой. Потому что Калининградской области капитала не хватает. Возможно, его менее не хватает, чем в других регионах, потому что слишком много делалось по причине сложившихся отношений с прежним губернским руководством. На самом деле был режим наибольшего благоприятствования, и появление внешнего агента заставляет встрепенуться и подтянуться. Поэтому в целом, я думаю, это даже и неплохо. Другой вопрос, если туда придёт московский строительный комплекс, то это будет катастрофа.

— Почему?

Глазычев В.Л: Потому что сразу начнется мгновенное вздергивание цен, к которым московские застройщики привыкли, и при этом использование абсолютно непригодных к местным условиям проектных учреждений. Тут нужно напрячься и делать местные проекты, вписанные в местную среду.

— Сейчас в Калининграде активно рекламируются четыре проекта. Один из них уже действует — это новая редакция закона об ОЭЗ. Она работает с 1 апреля прошлого года. Ещё создание туристско-рекреационного комплекса на Куршской косе, игорной зоны и привлечение в регион добровольных переселенцев. Каков реальный потенциал этих проектов с вашей точки зрения?

Глазычев В.Л: Что касается переселенцев — то это химера. Тут их неоткуда взять. Если удастся, то это будет порядка десятка тысяч на страну, и нечего пугаться. Кто хотел приехать — уже приехал. Что касается игорной зоны — все зависит от правил игры. Если задать их и удерживать достаточно жёстко, как это делается, например, в Лас-Вегасе. Я там был, и вся игорная зона жёстко заканчивается перед выходом к трапу самолёта. Точка. Дальше — ничего. Вот если это удастся соблюсти, если это будет просто локальное место и если будет обеспечено строительство гостиниц, где игроки должны переночевать. Это имеет принципиальное значение. Потому что, как известно, не ночующие гости выгоды не приносят. Поэтому очень важен конкурс самой пространственной концепции. Насколько мне известно, он ещё не объявлялся. На это надо потратиться, но это окупается.

Что касается косы… Здесь не все зависит от деликатности проектного решения.

Я сейчас консультирую Бурятию в связи с особой экономической зоной на Байкале. Там прошел очень хороший семинар с руководителями области и города. Потому что, ставя такую задачу, необходимо понять, сколько человек должно быть подготовлено и переподготовлено и как. А для этого надо изменить программу и местного вуза, и местных колледжей. Надо понимать, как отстроить технологию взаимодействия природоохранных предприятий, в то же время открытых для туризма. Это очень тонкая настройка инструментария, это на порядок посложнее, чем отстройка игорного бизнеса. Если я говорил, что там необходима специальная проектная игра, чтобы все отстроить, то здесь это необходимо дважды.

Что же касается Особой экономической зоны, то, может, я не очень внимательно следил, но, кроме отверточной сборки автомобилей, небольшого оживления на судоремонтном заводе и открытия паромного трафика, я, честно говоря, не видел серьёзной проработки по этому поводу.

— Уже существует порядка 34 резидентов ОЭЗ, которые обязуются вложить в течение трёх лет не менее чем по 150 миллионов рублей инвестиций. Но дальше заявок, судя по всему, дело пока не идёт .

Глазычев В.Л: Ну и, как известно, не всегда заявки бывают обеспечены. Поэтому здесь аналитика требуется, независимая экспертиза и участие самого губернского сообщества. Штука непривычная и явно требует отработки. И терять время опасно, и торопливость может привести к крайне неприятным историям, которые подорвут доверие к самой идее.


Опубликовано в Комсомольской правде (Калининград),
05.04.2007

См. также

§ О Калининградской области из программы "Реальная политика"



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее