Мы выдаем экспертные оценки на самый верх

Как уже сообщало информационное агентство «Социнформбюро», 19-20 мая в городе Урюпинске Волгоградской области прошли первые в России Общественные слушания Общественной Палаты РФ (ОПРФ) по проблемам местного самоуправления. Вел их председатель комиссии по региональному развитию и местному самоуправлению Вячеслав ГЛАЗЫЧЕВ — один из известных политических экспертов, в том числе по «малой России», автор книги «Глубинная Россия». Вячеслав Глазычев является также одним из ведущих известной передачи «Реальная политика» в телекомпании НТВ, автором же этой передачи является известный кремлевский эксперт Глеб Павловский, руководитель «Фонда эффективной политики». Вячеслав Глазычев дал эксклюзивное интервью информационному агентству «Социнформбюро».

-Вячеслав Леонидович, конечной целью встречи «малой» и «большой» России в Урюпинске было откорректировать законы?

Глазычев В.Л.: Когда мы говорим о необходимых корректировках законопроектов, это не только ради того, чтобы увидели очевидные ошибки. Они уже очевидны. Например, мы воевали с Госдумой по водному кодексу, начали войну по лесному и по закону о недрах. Но наша главная задача — получить максимум информации от людей на местах, так как у местной власти не всегда есть возможность работать с экспертами из Москвы. Необходимо вводить новые типы предложений, которые открыли бы действительно путь для решения кажущихся проблем.

-Если говорить о проблемах реформирования местного самоуправления, какую бы проблему вы поставили на первое место?

Глазычев В.Л.: В реформе — первое, второе, третье место — люди, законодательная база, деньги. Что на первом месте? Несовершенные законы, конечно, могут серьёзно мешать, хотя, надо признаться, что выстраивание законодательного поля хотя и трудно, но происходит. Деньги? Деньги есть под проекты. Но проекты могут сделать только люди. Один из трёх малых городов России обречен на вымирание. На него не денег не хватит — на него просто не хватит людей. Нужны знания, нужен опыт, нужно умение рисковать — таких людей.

-В одном из интервью вы сказали, что в России недооценивают темпы провинциальной эмансипации. То есть надежда всё-таки есть?

Глазычев В.Л.: Я на уровне малых городов и районов констатирую появление людей очень образованных, повидавших мир, незакомплексованных, с колоссальной энергией не просто к выживанию, а к самоутверждению. Это конструктивная сила. Нужно помочь им, — например, лизингом, квалифицированной экспертной поддержкой.

-Возможна ли такая поддержка со стороны Общественной Палаты России?

Глазычев В.Л.: Думаю, что наша задача — давить на исполнительную власть, а не только на законодательную. Большинство федеральных чиновников не видят страну и не хотят видеть.

-Может, проблема в том, что страна у нас большая, и всего и сразу, особенно при глобальных переменах — таких, как реформа местного самоуправления — предусмотреть просто невозможно? Что делать?

Глазычев В.Л.: Есть вещи, в которых необходимы единые правила. А есть вещи, в которых должна быть больше просторность, то есть давать внимание региональным особенностям, и внутри этого должна быть ещё просторность субрегиональная. А последняя у нас вообще не учитывается, потому что кроме районов, поселений и городских округов есть агрообразования, каждая крупная территория делится на них. Все это делилось вне зависимости от того, как менялись границы. И эти субрегиональные земли существуют. Сегодня нет горизонта, который бы работал кооперативными усилиями по горизонту этих муниципальных образований, принадлежащих к одной и той же среде.

-То есть вы полагаете, что помимо управления вертикального, России сегодня необходимо ещё управление горизонтальное — чтобы на этом уровне происходила координация?

Глазычев В.Л.: Но есть губернские начальники, которые ревниво относятся ко всякой горизонтальной кооперации. Наша задача — пройтись по слабым местам непроработанных законопроектов. Такие места есть всегда, и они очень опасны. Например, проекты новых кодексов, о которых я говорил, закон № 131 и всякие дополнения к законодательству о местном самоуправлении могут выбить средний бизнес из колеи. Может быть дана большая воля «иноверному» капиталу.

И второе, что нас волнует, — это жилищная политика. Через месяц мы будем проводить слушания по этому вопросу. На самом деле национальный проект «Доступное жильё» — это ещё не проект, а только эскиз программы, который необходимо дополнить содержанием.

-Вы часто обращаетесь к защите малого и среднего бизнеса. Он сегодня в России нуждается, по-вашему, в лоббировании?

Глазычев В.Л.: Крупный сам может за себя постоять. Отчасти я вижу проблему монополизма — поэтому другим секторам бизнеса нужно лоббирование. А отчасти такое внимание потому, что оживление экономики могут давать в совокупности эти два горизонта — один суперкрупный, добывающий. А вот если второго горизонта бизнеса нет, то вся страна хромает и перекошена. В среднем и малом бизнесе — не только социальная функция, создание огромного рынка труда, но и огромный шанс на цивилизацию. Да, крупные корпорации — тоже цивилизация, распространение цивилизационного стандарта идёт сетевым образом, конечно. Но нам важно продвижение цивилизации и внесетевым образом. А у нас такого нет, чтобы средний и крупный бизнес опирался на выносной.

-Общественные слушания Общественной Палаты РФ, подобные тому, что были проведены в Урюпинске, усилия экспертного сообщества в целом — могут приносить сегодня в России конкретный результат?

Глазычев В.Л.: Мы выдаем экспертные оценки на самый верх. Что-то доходит, а что-то выравнивается. Сейчас мы выбираем для коррекции самые жестокие ошибки, а их полно, и специалисты давно над этим работают. А функция экспертов Общественной палаты — что-то добавить, аккумулировать. И главное — иметь шанс доносить это на тот самый верх, минуя всю вертикаль согласований.


Интервью для "Социнформбюро", на первых Общественных слушаниях Общественной Палаты РФ (ОПРФ) по проблемам местного самоуправления,
19.06.2006

См. также

§ Будет ли коррупция в Общественной палате?



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее