Право без исполнения

Я как тот крокодил, который летает "нiзенько-нiзенько", поэтому хочу сразу опуститься в зону технологии. Действительно, замахиваться на малое — только кулак отшибешь, и некие названные цифры, это как якорь, который надо забросить и стараться выбраться из болота, мотором, надрывно стараться, насколько дотянем. Это, в общем-то, верно. Но дальше появляются, как минимум, три задачки, хотя их, конечно, больше.

Первая: фантастическое, чудовищное состояние нормативно-правового поля. Например, одна из ключевых точек жилищной проблемы — 214 закон "Об охране дольщиков". Все замечательно, только он противоречит Гражданскому кодексу, который позволяет заключать все формы контрактов, тогда как 214 закон пытается этих дольщиков защитить. Следовательно, коэффициент полезного действия этого закона где-то 0,2%, только в двух губерниях почему-то решили навести порядок и заставить заключать договора по этому закону. Но это точно не в Москве, здесь только 2% сделок заключено по закону.

Аналогичные ситуации происходят в реформировании, реконструировании, приведении в чувство инфраструктуры быта, без чего 'отмобилизовать' людей сложно. Я вхожу в наблюдательный совет нового фонда, Госкорпорации содействия реформе ЖКХ. Вполне нормальные функционеры работают в аппарате, нормальные, дельные, хозяйственные.

Что дальше происходит? Центральный банк отказывался выполнять закон прямого действия "О временном размещении средств", ЦБ подчинен Государственной Думе. Два миллиарда рублей ушли в песок или в воздух за один месяц — инфляция, элементарно. Это как тридцать стоквартирных домов испарились бы за 30 дней, значит, дом исчезает каждый день, когда задерживается эта операция. То есть мы сталкиваемся с невнятностью в самом правовом поле, где надо навести порядок, а это задача на годы, в этом никакого "кавалерийского налета" быть не может. Кстати, возникает вопрос, кто будет это проводить?

Здесь говорилось о гражданском обществе, но на самом деле независимой экспертизы сочетания, сочлененности законов никто не проводил, прокуратура не по этому делу. Соответственно, хромает и зона исполнения, где самое лучшее желание, и даже прямое постановление, и все что угодно может просто исчезать самым элементарным образом, причём изо дня в день.

Мне довелось анализировать все без исключения, так называемые, стратегии развития регионов. Умные губернаторы, вроде Хлопонина, на вопрос — "почему ты так халтурно всё это сделал?", говорят: да надо ведь деньги получить. А может ли быть стратегия развития отдельного региона? Не может. Сейчас Дмитрий Козак провозгласил работу с макрорегионами, не в административном ключе, но провозгласить - это одно, а изменить ментальные карты, как это делается, вырваться из отраслевого, ведомственного, немедленного расчленения любой задачи на подзадачи, которые потом никогда не сшиваются, — кем это делать, как это делать, это вопрос очень тяжелый. Потому что лишь в двух-трёх мне известных регионах проявлены человеческие ресурсы, которые могут это делать. Следовательно, даже такая вещь, как выборы, а 2 марта у нас куча выборов в законодательные собрания, в которых никакой повестки, сопряженной с целями и с задачами, поставленными здесь, не просматривается, и, боюсь, до 2-готак ничего и "не просмотрится". Потому что этой установки, завязки политики на технологии экономики и ответственности, не очень-то заметно.

И последнее, здесь ключевой вопрос вот с чем ещё сопряжен. Были успокаивающие слова по демографии, но профессионалы знают, что это самообман — отложенный маленький пик, а дальше всё равно яма. И как жить в яме, а не жаловаться на её формирование — эта задачка немедленно перекладывается на простые решения. Не закрыв 60% предприятий, которые висят гирями как убыточные по большинству регионов, ни о каком рывке не может быть и речи. Но что такое — их закрыть? Куда их переместить, где "морковки", на которые людей можно вытянуть? Где подготовка инфраструктуры?

И мы сталкиваемся: бюрократии нет, она не бюрократия, потому что бюрократия принимает к исполнению в соответствии с законодательной рамкой — где же мы её сейчас возьмем? И здесь есть проклятая ситуация, по которой без выбора нескольких демонстрационных точек, на которых общество, экспертное сообщество и власть могут отработать машину другого действия, размазывание по стране в целом — все уйдет в песок, в слова. Вот это и есть вызов на самом деле, с которым возиться нам придётся очень долго.


Из выступления на заседании круглого стола по теме: "Россия -2020: новая стратегия и новая дискуссия",
13 февраля 2008 года

Опубликовано на "Кремль.org".



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее