|  Ещё три года 
              назад новый урбанизм, вокруг которого за рубежом ломается столько 
              копий, у нас не интересовал никого. У нас царила безудержная точечная 
              застройка, уплотнение кварталов любой ценой  лишь бы сесть на готовые 
              коммуникации и выжать из каждой сотки земли максимальную площадь 
              продаж. Там  странные для наших девелоперов жёсткие правила зонирования, 
              изменить которые нельзя без сложной многоступенчатой публичной процедуры. 
                Но вот, накачав финансовую мускулатуру, рядом с прежними строительными 
                трестами появились новые игроки, будь то «Русал», «Ренова», «АФК 
                Система» или крепыши ростом поменьше. Точечные инвестиции им не 
                слишком интересны, и они стали искать задачи покрупнее: вести 
                комплексную застройку в масштабе миллионов квадратных метров. 
                Вот тут и возник вопрос: что, собственно, строить и как? Одни 
                тяготеют к тому, чтобы вернуться к микрорайонам, в свое время 
                скопированным с английских и, что хуже, французских образцов середины 
                прошлого века. Другие, столкнувшись с тем, что старые архитекторы 
                повымерли, а новые мыслить чем-то, что больше отдельного дома 
                или коттеджного поселка, не умеют, не мудрствуя лукаво нанимают 
                иноземные фирмы. Третьи, прежде чем принимать решение, хотят понять, 
                что в мире делается. Здесь нужно сказать вот что: все устали от 
                спальных пригородов. Устали даже там, где офисы сбежали из перегруженных 
                городов поближе к жилью. Земля дешевле, налоги меньше, мест для 
                парковки достаточно. Комфортно, но скучно, и непонятно, что делать 
                со школами, вернее, с их уровнем. Возврат в центры городов осуществился, 
                но частичный: молодые, бездетные делают это с удовольствием, но 
                как только появляются дети, выясняется, что им негде гулять, что 
                плохо с теми же школами, что опасно, наконец. Градостроители оказались 
                в тупике. 
               Возникла концепция нового урбанизма под девизом «Вперед  в 
                прошлое», но мало что получилось: заново построенные города-сады 
                не слишком отличаются от всё того же пригорода, создать в них 
                энергичные общественные центры не получается: слишком малы обороты, 
                форму торгово-развлекательного центра сделать несложно, удержать 
                в ней коммерческое содержание  куда сложнее. Впрочем, один любопытный 
                пример есть. Это городок Селебрейшн во Флориде. И генеральным 
                заказчиком, и единственным девелопером здесь выступает корпорация 
                «Дисней». Кстати, к сведению тех, кто у нас жалуется на длительность 
                подготовки к строительству: выработка концепции и разработка генерального 
                плана заняли четыре года, переговоры с районными властями и подписание 
                трёхсот страниц документов — два с половиной года, проектирование 
                 ещё два и подбор возможных подрядчиков  ещё один. Строительство 
                началось в 1997 году. «Дисней»  отнюдь не обычный девелопер. 
                Хотя корпорация и пеклась о собственной выгоде и, сделав ставку 
                на могучий бренд, могла себе позволить завысить первоначальные 
                цены почти на четверть, чем в среднем по Флориде, главным была 
                собственная философская доктрина. Не просто жильё для 20 тысяч 
                человек, а город с полнокровной жизнью, способный задать образец 
                нового урбанизма: гармония, безопасность, чувство городского сообщества 
                 и не за забором! И  что очень важно  никакого местного самоуправления 
                на двадцать лет, а лишь условие, что и в дальнейшем «Дисней» сохранит 
                право вето на любые попытки радикально изменить концепцию развития. 
               
               Этакая новая утопия из класса осуществленных. И, кстати, вполне 
                функционирует. В отличие от обычного американского пригорода, 
                где вместе группируются дома только одного класса, в структуре 
                Селебрейшн есть усадьбы, дома трёх классов, различающиеся по размеру, 
                таунхаусы и даже кондоминиумы. Цельность получилась за счёт того, 
                что все дома решены в единой стилистике ретро, но в четырёх «стилях», 
                тщательно скомпонованных на исторических прототипах; все с классическими 
                террасами. Все в единой пастельной гамме, с обязательным чередованием 
                и стиля, и цвета. Все занавески  белые снаружи, и специальная 
                служба следит за тем, чтобы ничто не нарушало благостной, несколько 
                карамельной атмосферы единства. В отличие от стандартной субурбии, 
                участки здесь небольшие, дома стоят плотно, и все  по красной 
                линии, что позволило возродить городской тротуар и создать эффект 
                видимого пешеходного движения. Тем более видимого, что школа не 
                отодвинута куда-то к краю, а гордо занимает центральную позицию 
                в городке, и родители, озабоченные успехами своих чад, регулярно 
                стекаются к ней со всех сторон. К ней, а также к фитнес-центру. 
                Дети свободно бегают по всему городку и парку, чего нет в обычной 
                субурбии, где за любой мелочью надо ехать на машине. Везде велосипеды 
                и роликовые доски. Четверть жителей работает на дому, пользуясь 
                Интернетом, многие ездят на работу в парки Диснея или в город 
                Тампу. Естественная раскрутка Селебрейшн под брендом Диснея привлекает 
                туристов, которые несколько утомляют постоянных обитателей, зато 
                увеличивают интенсивность жизни городского центра и поддерживают 
                его магазинчики и кафе… 
               Городок живет полнокровно, при том, что нет посетителя, который 
                не отметил бы его искусственность, «макетность». Девять из десяти 
                жителей Селебрейшн говорят о том, что никогда и нигде в их жизни 
                не было такой плотности контакта с ближними и дальними соседями, 
                такой включённости в местные дела  в том числе и в периодические 
                свары с руководством управляющей компании. Сугубо диснеевская 
                затея с тем, чтобы все общественные здания городка были построены 
                по проекту знаменитостей  Джонсона, Грейвса, Гери и прочих,  
                как и следовало ожидать, породила странное впечатление. Фальшивость 
                задачи всегда отзывается фальшью архитектурного образа. Лес колонн 
                вокруг Ратуши Филипа Джонсона  образ-симулякр: ведь демократически 
                избранной администрации в Селебрейшн не существует. Идея непременных 
                входных террас, смотрящих прямо на улицу, провалилась, так как 
                в эпоху ТВ люди на террасе не сидят, а если хотят общения, то 
                идут в кафе. Отважная затея учинить здесь лучшую из лучших школу 
                с треском провалилась, так как объединить в одном месте кучу педагогических 
                новаций не удавалось ещё никому. Коммерция держится отчасти на 
                туристах, отчасти за счёт льготной аренды, обремененной, впрочем, 
                массой ограничений, но держится с трудом. И все же в целом городок 
                получился. Людям победнее делать в Селебрейшн нечего  даже учителя 
                здешней школы не могут себе позволить снимать квартиру в городке. 
                Почти нет цветных, хотя прямой сегрегацией не пахнет и часть обитателей 
                искренне обеспокоена тем, что дети вырастут в «аквариуме», из 
                которого нелегко будет переходить в нормальную американскую действительность. 
               Уолт Дисней, грезивший о строительстве города Эпкот (Experimental 
                Prototype Community of Tomorrow), мечтал создать образец для воспроизведения. 
                Но повторить Селебрейшн нельзя, как невозможно назвать иной городок 
                Празднеством. Эта воплощенная утопия создана не только менеджерами 
                и консультантами корпорации «Дисней», но и сотнями людей, выросших 
                «на Диснее» и устремившихся, как мотыльки на свет, в осушенные 
                болота Флориды. Они съехались сюда за мечтой, за совершенством 
                механизма, который лучше всего уподобить часам с кукушкой, но 
                в плюшевом корпусе, и большинство этих милых людей сохраняют свою 
                веру, несмотря на множество погрешностей в строительстве, оснащении 
                и отделке домов. Сохраняют и с редкостным единодушием отвергают 
                любые нападки на Селебрейшн извне. Этот опыт нельзя воспроизвести, 
                даже нельзя прямо учесть в разработке наших новых жилых массивов. 
                Однако знать, бесспорно, нужно  чтобы лучше понимать себя сегодняшних. 
               |