Корнемания

Пока американские "ястребы" валяют кровавого ваньку в Югославии, американские же "куры" роют кучи на заднем дворе в поисках "корней". Корней! Янки давно помешаны на корнях и корневищах: число тех первопоселенцев, кто якобы ступил на новый континент с палубы корабля "Мэйфлауэр" и к кому взвинчивают свои генеалогии добропорядочные обыватели, не уступает легиону, носившему одно бревно с господином Ульяновым.

А ведь все начиналось так невинно, так традиционно. 22 года назад по американскому ТВ прокатился сериал "The Roots", затронувший душещипательной историей негритянского (пардон, — афро-американского) семейства сердца миллионов. Со времен Алексиса де Токвиля известно, что ежели американца нечто заело, он не будет топить тоску ничегонеделанья в вине, а либо инициирует комиссию (городишки, графства, штата, Конгресса США), либо сразу брякнет нечто вдохновляющее Urbi et Orbi.

Тем более что в ответ на "Да будет свет!" явился Интернет, с легким запаздыванием на пять с чем-то тысяч весен.

В 92-м Синди Хауэлс, классическая housewife из плюгавого местечка Пуйялуп, что в богом забытом штате Вашингтон, вспомнила школу, где учитель-энтузиаст вовлек ребят в розыски собственных пращуров, уволилась из банка, купила компьютер и начала коллекционировать веб-адреса. Через четыре года она вывесила свой Список Хауэлс в Сети, и на сегодня в нем 300 страниц с линками на 41 000 генеалогических сайтов по всему миру: от судовых списков пассажиров до списков заключенных в тюрьмах. Как водится, Хауэлс ездит по Штатам и читает лекции с неизменным успехом.

Помните у Ильфа в записной книжке: "Встань на избранный тобой путь". И она встала.

"Кто-нибудь, пожалуйста, помогите! Я новичок в этом деле и понятия не имею, что и как делать", - сей вопль души невинной возник на bulletin board American Online genealogy site, на него, как водится, немедленно откликнулись, утерли слезы и вывели на Social Security Death Index, а уж оттуда — по сайтам, в библиотеки и архивы. Их тьмы и тьмы и тьмы. Поиск корней по популярности приблизился к порно, спорту и финансовым новостям.

Разумеется, выходит и "бумажный журнал" — The Computer Genealogist. У журнала есть редактор — Стефан Кайнер. Редактору положено произнести историческое слово, и Кайнер его молвил: "Интернет способствовал демократизации генеалогии".

И впрямь — если кто не знает, скажу: геральдика на пару с генеалогией были вообще первыми по-научному упорядоченными формами европейского знания в ту темную пору, когда Аристотеля переводили на вульгату отнюдь не с греческого, но с арабского языка. Генеалогия на пару с геральдикой заложили фундамент, на котором позднее произросли Линнеева классификация растений и иные полезные для жизни науки. И ведь действительно генеалогия была делом аристократическим: и заказчиками служили претенденты на древнюю родовитость, и сами изыскатели все больше любили благородные напитки и сигары — в подтверждение сошлюсь на источник в высшей степени авторитетный: роман Яна Флеминга и снятый по нему "Голдфингер".

Однако же червь зависти точил душу буржуа не только в какой-нибудь ренессансной Флоренции, но и, к примеру, в Угличе или Дмитрове, где самое симпатичное — портреты купцов, исполненные рукой столь же старательной, сколь и неумелой. Сто лет назад зазнавшиеся разночинцы удумали гордиться своими крестьянско-промышленными предками, и тогдашняя администрация умело принялась обменивать звание "потомственный почётный гражданин" на вполне осязаемую благотворительность. Династиями пробовали обзавестись железнодорожные и хлебно-угольные бароны Чикаго, и дело их не умерло, о чем свидетельствует сериал, каковой именно так и называется: "Династия"!

Но всё это было не то.

И вот явился Интернет.

И вот в одном только марте 1999 г. через сайт http://www.rootsweb.com/ просвистело 160 000 000 писем. Ребята от Software не могли оставаться в стороне от такого дела, так что в продаже конкурируют аж семь "древостроительных" компьютерных программ. Аккурат в апреле — должно быть, к юбилею НАТО — в дело вступает Резерв!

Кто не знает: наряду с неистребимыми масонами [1] и поклонниками всего стреляющего, третью скрипку в ансамбле могущественных общественных движений ведут мормоны. Они уже начали опробовать новый http://www.familysearch.org, где готовы к приёму шестисот миллионов имен, собираемых со всего света. Генеалогия — дело не только увлекательное, но и трудоемкое — без работы в библиотеке не обойтись, часто и этого мало, и тогда поисковики бушуют по заросшим травой погостам и заросшим пылью архивам судов низшей инстанции. Мормоны зря ничего не делают, и деньги, вложенные в создание суперсервера, вернут с прибылью — недаром до 800 000 человек ежегодно копаются на полках Мормонской Библиотеки Семейной Истории в Солт-Лейк-Сити. Мормоны нашенского Федорова, сбрендившего на идее воскрешения мертвых, не читали, но сами выработали доктрину равно величественную, но сугубо при этом практическую. Они твердо уверены, что спасти предков от геенны огненной можно — достаточно крестить их post mortem, так что для мормона генеалогия дело душеспасительное, и они таки, скорее всего, возьмут эту вселенскую задачу в свои крепкие руки. Они основали 3200 отделений своей библиотеки в 64 странах. Впрочем, за РПЦ не ручаюсь, однако же Ватикан вовсе не так ещё дряхл, как многие на то надеются, и не исключено, что в Сети развернется великая битва титанов.

Генеалогия оказалась бизнесом не менее доходным, чем продукция Procter & Gamble. Судите сами, Альберт Ченг, гениальный китаец из Сан-Франциско, исхитрившийся протянуть собственное семейное древо аж на 2800 лет, организует многолюдные экскурсии в материковый Китай для юных Chino-Americans, после того, как они пройдут искус поиска корней в США.

Им хорошо. Они — при деле.

(По материалам Time Magazine от 12 апреля 1999 г.)


Опубликовано в "Русском журнале", 29.04.1999


Примечание

[1]
Довелось мне посетить штаб-квартиру масонов под Вашингтоном — впечатляет не только импозантное сооружение, но и взгляд со значением при пожатии руки опять же со значением — точь-в-точь как во времена Карамзина и того Кутузова, что был вольнодумец и гуманист, каковые качества довели его до голодной смерти в чужом Берлине. Как славно, что есть в мире вещи неизменные.



...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее