Семинар «Развитие муниципального образования»,
Вурнары 4 — 6 июня 2003 г.

Итоги семинара

Картография Вурнарского района

Вурнары. Центральная площадьЗаглядывая изредка в атлас, политическую, географическую карту того или иного региона, области, государства мы стараемся отметить самые крупные точки внутри границ интересной для нас территории. Мы хотим знать столицы, поскольку именно они являются показателем уровня экономический, политический и культурной жизни населения. Затем мы старательно изучаем центральную нишу и методом увеличения, накладываем сложенную из множества различных узоров картинку на всю область наших интересов. Таким образом, бесконечно обобщая и умножая, мы пытаемся вычленить особенности определённых этнических и культурных групп, понять каким образом складывалась их историческая и экономическая традиция.

Вурнары. Муниципальное жильеНо что же происходит с теми едва заметными точками, которых нет на большинстве карт? Где они? Пропали в процессе укрупнения? Каким образом сегодня, в период информационной революции, изменяется действительность в деревне численностью 12 домов или бывшем колхозе, ныне разделенном на несколько фермерских хозяйств и ряд «шестисоточных» участков? Что происходит с крупными районными центрами, состоящими из нескольких поселков и деревень, кто их жители? Что нужно сделать, чтобы сгладить информационный разрыв между постиндустриальным городом и сельскохозяйственной деревней? Как построить инфраструктуру  коммуникаций, которая естественным образом влияет на процессы развития малых территориальных единиц?

Сегодня, область наших интересов — республика Чувашия, а точнее Вурнарский район. В рамках линии «Архитектура и дизайн» программы «Культурная столица ПФО».

4 — 6 июня 2003 года в селе Вурнары Чебоксарской области прошел проектно-аналитический семинар «Развитие муниципального образования».

Семинар проходил на базе Вурнарского научно-образовательного центра. В семинаре принимали участие эксперты Института урбанистки (Санкт-Петербург), Общественного фонда «Институт города», руководители и специалисты районных и поселковых администраций.

Вурнарский лицей (научно-образовательный центр)Семинар был нацелен на повышение проектной активности и создание возможных схем взаимодействия и сотрудничества между руководством района, главами сельских советов и администраций и деревень.

«Сегодня очень часто употребляют слова программа, проект, план и часто много путаницы. Смотришь программу, а там оказывается план мероприятий.

Что такое проект, программа, план мероприятий? Когда мы начинаем различать простые смыслы, понимать, чем одно понятие отличается от другого, тогда можно начинать работать». (Из материалов семинара — руководитель семинара профессор В.Л. Глазычев).

Итак, три важных слова и три вопроса, на которые они отвечают:

Программа говорит — что делать?

Проект — как делать?

План — кто делает и когда?

На общей сессии«Нам сегодня важно перейти в эту внятную для нас самих схему работы. Важно поддерживать молодёжь, но как её удержать? Значит нужно приложить новое усилие, чтобы важность места, где ты родился и живешь, возросла. Тогда не надо будет куда-то бежать, а все необходимое: работу, деньги, досуг, информацию можно получить здесь.

Ещё одно усилие необходимо, чтобы придать сельскому месту городской характер, чувство уютности, удобства, чтобы возникало желание жить на родной земле, а не уезжать». (Из стенограммы семинара)

Зачастую речь идёт не о крупных финансовых вложениях необходимых на реконструкцию здания администрации или спортивного комплекса, а о каком-то маневре, который вдохнет движение, создаст новый образ и смысл полуразрушенных и старых конструкций или публичного места отдыха.

На общей сессииОчень важно почувствовать, каким способом нам обеспечить ощущение единства района, как целой территории. Район — это не просто место на карте, а край, где школьники должны ощущать это предметное единство, как целое. Зачастую, в сельских районах мы видим ситуацию, когда горизонт видения ограничен лишь своим регионом.

Основная задача семинара заключалась в вычленении 2-3 реальных проектов, вокруг которых может быть построена программа культурного развития района.

Итак, проекты участников семинара:

1. Янгорчинский район

Место реализации проекта — центральная площадь села

Обоснование: село имеет высокий экономический и социальный потенциал, при этом на территории отсутствует место для публичных акций и социальная структура для молодёжи.

Объекты для проектирования:

  1. Центральная площадь
  2. Парк с обелиском
  3. Дворец культуры
  4. Музей — учебный центр
  1. Центральная площадь

Янгорчино. Местная картинная галереяОписание: площадь с памятником Ленина на высоком постаменте и большой клумбой. На площади транспортная развязка, вокруг здание администрации, школы и клуба. Здание администрации визуально выходит на трансформаторную будку. 

  • Создание сквера на месте клумбы вокруг памятника
  • Ограничение трансформаторной будки забором
  • Вокруг трансформаторной будки насаживаются деревья и кустарник в соответствие с требованиями
  • Вынос дороги к школе и перенос остановки на противоположную сторону площади
  • Снос асфальтированной дороги со стороны трансформаторной будки и насаждение на этом месте деревьев
  1. Парк с обелиском

 Описание: заброшенный Парк победы, в центре обелиск.

  • установка знака в виде треугольника, поясняющего смысл треугольных форм в парке (парк «Солдатская память»)
  • оформление клумб
  • укрепление водоема в виде треугольника
  • установление лавочек в парке
  • установка фонтана

3. Дворец культуры

  • восстановление ЗАГСА
  • строительство коктейль — бара внутри дворца
  • восстановление культуры хождения в кино (проект «Пойдем в кино»)

4. Музей

В Янгорчино, не смотря на четырёхсотлетнюю историю и богатые традиции, не существует единого музея — есть небольшая экспозиция в школе, галерея ветеранов в ДК.

Предлагается на базе старинного двухэтажного здания (бывшая школа, ранее церковь) создать музей села, а также экспозицию музей земли, рассказывающий о традициях земледелия и современных технологиях. Музей может работать в паре с Центром традиционной Чувашской культуры в Ораушанах.

5. Заочный учебный агротехнический центр

В Янгорчине существует государственный сортоиспытательный участок (ГСУ, разработка элитных сельскохозяйственных культур). При этом в селе и районе нет возможности получить высшее сельскохозяйственное образование.

Решением этой проблемы может стать создание заочного образовательного сельскохозяйственного центра (филиал Чебоксарской сельхоз академии) на базе ГСУ и музея земли. При этом, центр должен быть включён в проект «электронная Россия» с целью использования дистанционных образовательных Интернет технологий.

2. Кольцовка

 Село Кольцовка является родиной известного российского оперного певца

Михайлова Максима Дермидонтовича. В Чебоксарах ежегодно проходит конкурс оперных исполнителей имени Михайлова.

 Для создания ещё одного события республиканского значения предлагается создать музей имени Михайлова, а также обговорить с организаторами музыкального конкурса возможность проведения гала-концерта в Кольцовке в рамках конкурса.

3. Село Орауши — географический центр республики Чувашия

На общей сессииМесто реализации проекта: пруд — плотина на подъезде к селу

Обоснование проекта:

  • Обозначение культового, исторического места, символизирующего центр чувашской республики
  • Возрождение исторического начала традиционной чувашской культуры
  • Привлечение внимания молодёжи к истории народа
  • Формирование новых рабочих мест для жителей села
  • В перспективе создание точки культурного туризма на территории республики

Основные объекты

  1. Фонтан с картой
  2. Родники
  3. Центр традиционной чувашской культуры (Чувашское подворье)

Вспомогательные объекты

  1. Асфальтированная автостоянка
  2. Пешеходная зона фонтан — центр традиционной культуры
  3. Зеленая зона, оборудованная скамейками и урнами
  4. Висячий мост
  1. Фонтан

Дно фонтана выложено в виде карты республики Чувашия

Высота струи фонтана не должна быть преувеличеснной

Фонтан может быть в форме стилизованного родника с табличкой (камнем), на которой написана предыстория чувашского народа (с чего все начиналось). Это должно быть одновременно публичное и камерное место.

В комплекс фонтана может быть включён указатель (налево пойдешь в Вурнары попадешь, направо пойдешь Шумерлю найдёшь и пр.). В данном случае возможны варианты:

  • Фонтан может быть и в форме этого указателя.
  • Указатель может быть расположен недалеко от фонтана-родника, как игровое интерактивное место.

2. Родник

Несколько родников, оборудованных для набора воды, питья по пути к центру чувашской культуры.

3.Центр традиционной чувашской культуры

Изба (музей национального костюма и быта)

Кафе (национальная еда и традиции)

Хозяйственные постройки (музеи)

Чувашский двор

Место изготовления традиционных чувашских ремесел (плетение, вязание, вышивка и пр.)

Финансирование

Фонтан — республиканский бюджет

Часовня — местный бюджет

На средства местного финансирования предполагается построить — небольшую церковь (часовню) в селе

4. Вурнары

1. Объект «Вокзал-площадь»

На общей сессииЦелесообразно связать 2 вокзала, т. к. ж/д вокзал — почти мертвая точка. Поезда ходят редко, но если кто и сходит с поезда, то до автовокзала нужно шагать целый километр.

Для того, чтобы объединить 2 вокзала нужны кое-какие преобразования в самом здании ж/д вокзала и на площади и на близ лежащей территории.

Первоочередная задача администрации города — это решение об объединении 2-х вокзалов, для того, чтобы оживить этот район. Это визитная карточка города.

На территории вокзала, в прошлом, был небольшой фонтанчик — это памятное место. Его нужно восстановить. Затем, на площади есть обелиск, который нужно снести, а бетонные горельефы целесообразно перенести в сквер памяти, там для них очень хорошее место.

На общей сессииДля разворота автобусов нужно расширить территорию с левой стороны (со стороны вокзала), убрать один барак, убрать сараи и свалки. Благоустроить рынок, стоянку автомобилей. Построить легкие конструкции торговых точек эстетического вида. Рассадить зелёные насаждения, клумбы.

После объединения 2-х вокзалов возникает вопрос о гостинице на 10-15 мест, которую нужно построить на живописной территории бывшего кирпичного завода возле леса и пруда. Возможно, что это будет и частное заведение.

  1. Объект «Водоем-набережная»

Вурнары. ПрудНа намеченном маршруте этот объект имеет смысловое значение, он обладает памятью места, раньше этот водоем являлся местом отдыха, использовался и зимой, и летом. Сейчас этот пруд запущен, прилегающая территория заросла деревьями, гаражи, площадка для мытья машин.

Для того, чтобы это место стало местом отдыха людей необходимо:

1.      раскрыть место в город:

а) санитарная рубка деревьев, можно оставить 1-2 породы деревьев, можно посадить плакучие ивы, назвать «Ивовый пруд» (от ул. Ж. Имокина до РДК), создать своеобразный Арбат, замечательное место отдыха населения, закрыть проезд автомашин;

б) снести аварийное здание школы искусств, гаражи, чтобы открыть вид, снести аварийное здание школьной мастерской;

в) со стороны улицы Ленина восстановить пешеходную дорожку, построить беседку, оборудовать места отдыха

г) вертикальная планировка: выравнивание рельефа, засыпка части оврага фильтрующим материалом, для чего можно использовать строительный мусор после сноса аварийных зданий, чтобы получилась площадка, выполнить спуск к набережной, к лодочной станции, выше лодочной станции прогулочные дорожки, соединяющие улицы Ленина и Советская, со стороны ул. Матросова сделать детский пляж, проезжая часть закрывается, остается пешеходная. Установить по всей набережной фонари. Площадку использовать для публичных целей.

 Функциональная нагрузка

В будущем объект станет местом отдыха населения поселка и района, где возможны проведение детских и молодёжных праздников, оздоровление подрастающего поколения, строительство плавательного бассейна, атракционы...

Использование набережной под торговые павильоны эстетического вида.

3.      Объект «Сквер»

1)      Место расположения — на углу пересечения улиц: ул. К. Маркса и ул. Советская, рядом с редакцией районной газеты.

2)      Значение для «Маршрута»

Этот угол занимает ключевое место в городе. По ул. К. Маркса и по ул. Советская самое интенсивное движение и автомобилей, и пешеходов. Перекрёсток представляет собой пространственный «шарнир». И «сквер» стал бы очень удобным местом отдыха, прогулки для жителей и гостей города Вурнары. Также «сквер» работал бы и днём, и вечером.

3)      Функции — прогулка, отдых, общение, назначение свиданий.

4)      Потребитель:

  • бабушки — внучки;
  • молодёжь;
  • мама и ребёнок;
  • гости и приезжие;
  • посетители суда.

5)      Ход работы:

  • раскрытие в город — посёлок,
  • зонирование

6)      Способы реализации:

  • перенос забора,
  • установка ворот,
  • обследование и расчистка,
  • построение дорожек,
  • скамейки-навесы,
  • «знак» для молодёжи (возможно деревянная скульптура)

7)      Приемы:

  • буферная зона «сквера»,
  • визуальная связь со Сбербанком и Нарсудом,
  • доступность с тротуара,
  • выявление и фиксация зон,
  • визуальное увеличение сквера — кустарники, живая изгородь,
  • кольцевой маршрут — дорожка,
  • камерная зона в глубине сквера.

Всю работу над созданием «сквера» можно выполнить с минимальными финансовыми затратами

4.      Объект «Маршрут»

На общей сессииЗадача проектирования — рассмотрение городской территории как целого. В данном случае градообразующим началом является не объект, вокруг которого концентрируется городская жизнь, а «маршрут», как связующий элемент нескольких важных объектов — ул. К. Маркса.

Проектом предусматривается объединение 2-х вокзалов: ж/д и автовокзал. Этот объект становится визитной карточкой города, как для приезжающих, так и для покидающих в город. Вследствие этого данный объект признан отправной точкой рассматриваемого маршрута.

Первоочередной задачей является визуальное обозначение маршрута. Для этого требуется проведение следующих мероприятий:

1.      посадка зелёных насаждений (хвойные), которая должна быть регулярной и плотной. Однако в некоторых частях маршрута, где уже имеются насаждения, возможна посадка хвойных с более большим интервалом. Следует помнить, что главная задача — показать границы и обозначить непрерывность маршрута.

Необходимо, чтобы все участки маршрута были оформлены в одном стиле

2.      покраска цоколей и отмостка (должна осуществляться под контролем администрации), освещение (ремонт ламп), торцовые столбы, штакетки (под контроль администрации).

В качестве «акцентов» маршрута необходимо выделить регулярные цветники, выдержанные в одном стиле, за обустройство которых должны отвечать руководители предприятий, на территории которых предусматривается разбивка цветников.

Также акцентом маршрута являются группы деревьев. В частности необходимо создание зеленой зоны в центре, где располагаются памятники «танк» и «пушка».

Важным являются следующие организационные вопросы: приведение в порядок территории по принятой схеме и регулярное отслеживание результата.

Весьма существенно, что главы сельских администраций достаточно быстро втянулись в непривычную для них проектную модальность и активно работали в группах. Как всегда на таких семинарах, внешние эксперты ограничились ролью модераторов процесса коллективной деятельности.

2-3 проекта из вышеперечисленных будут предложены на рассмотрение  в администрацию республики Чувашия для выделения финансовой поддержки.

Экономическое развитие

Очевидно, что социальное и культурное развитие территории зависит и от состояния её экономики, что не возможно реализовывать программу развития без эффективной системы хозяйствования. Как удержать уезжающую молодёжь? Как сохранить накопленный сельскохозяйственный опыт? Чем зарабатывать на жизнь в селах? За счёт каких ресурсов будут реализовываться предложенные выше проекты культурного развития района? Ведь республиканским или федеральным бюджетом можно только помочь это реализовывать, но основные средства (и отнюдь не всегда финансовые) должны быть обеспечены собственно муниципальными образованиями.

Для выявления возможных действий по развитию экономической сферы и работала одна из групп.

Рабочий листВ первый день группа старалась выявить основные экономические проблемы сельского района, отделить проблемы от их проявлений, последствий. Анализ производственных возможностей показал, что район имеет широкие возможности в сфере сельского хозяйства, но прежние колхозы рассыпаются, и очень мало островков фермерской деятельности; что практически не задействованы надомные виды деятельности, различные виды ремесел (плетение, шитье, плотничество, изготовление сувенирной продукции и национальной атрибутики, что особенно актуально сейчас, когда внутренний туризм получает широкое распространение, и одновременно позволяет сохранять культурное наследие территории); что, хотя и Чувашский мёд считается одним из самых лучших, его не найти на прилавках крупных городов, что практически никто не рассматривает сбор лекарственных трав как прибыльное предприятие…

Основными проблемами выявились отнюдь не низкие закупочные цены на сельхозпродукцию, деятельность перекупщиков на селе, отсутствие государственных субсидий (да и безосновательно их ожидать в ближайшем будущем), высокие цены на ГСМ, а недостаточный опыт работы в экономических условиях, умение работы с различными рынками — не только местными (в рамках села или районного центра), но и городскими и региональными.

В ходе работы с главами администраций были рассмотрены два проекта, реализация которых, как выяснилось, требует не столько внешних воздействий и средств, сколько внимательной работы по осмыслению проекта, выявлению внутренних незадействованных либо слабо задействованных ресурсов, изучению возможностей сбыта продукции, и не только в своем селе и районе, но с выходом в другие регионы и округа, повышению отдачи земельных ресурсов, разработке возможных вариантов взаимодействия на уровне поселений и районов.

Проект Яблоневый сад

Суть проекта заключается в выращивании яблок для дальнейшей реализации. Во многих колхозах района яблоками занимались, но в настоящее время часть садов запущена. Возможна аренда садовых участков.

Возможные варианты продукции:

В дополнение к основной продукции выяснилось, что в сад периодически необходимо косить траву между деревьями, что является дополнительным источником сена (можно либо косить для себя, либо использовать в оплату работы), можно сотрудничать с пасеками, т.к. пчёлы охотно опыляют яблоневые сады, в промежутках между деревьями можно выращивать ягоды (смородину, например), тем самым повышая эффективность использования земли.

Этапы работ

Группа попыталась выделить основные виды работ, необходимые для реализации этого проекта, отметив, что в обычной логике работы они не особенно занимаются выяснением спроса на производимую продукцию, каналов сбыта, продвижением своей продукции, выяснением требуемого рынком качества продукции. В результате получилась поэтапная схема работ,

  • Первоначальный замысел проекта (что делать и для чего?)
  • Выявление возможных направлений деятельности (как реализовывать свой замысел?)
  • Изучение рынка. Оценка спроса (кому и в каком объеме это может быть необходимо?).
  • Расчет затрат и вложений на каждое направление. Выявление доступных ресурсов (за счёт чего реализовывать проект, какими средствами?)
  • Оценка прибыльности и эффективности. Финансовый анализ деятельности (какая экономическая, прежде всего, выгода?)
  • Выбор наиболее эффективных направлений, по возможности с небольшими вложениями и быстрой отдачей (что выгоднее: продавать свежие яблоки или наладить производство соков? либо поэтапная реализация, но тогда с чего начинать?)
  • Разработка оргпроекта (чёткое планирование ресурсов, людей, времени на реализацию выбранного направления)
  • Поиск и привлечение партнеров и участников (дополнительные возможности и ресурсы)
  • Регистрация, лицензирование, получение разрешений
  • Аренда сада
  • Подготовка и уход за садом
  • Сбор урожая
  • Хранение продукции
  • Переработка/предпродажная подготовка
  • Сбыт
  • Подготовка к следующему сезону (оправдались ли прогнозы, и как откорректировать оргпроект на следующий год с учетом достижений года минувшего?)

Экономический расчёт показал, что в виду ограниченности средств эффективнее первые два-три года заниматься производством и продажей свежих яблок. С 1 га яблоневого сада можно только на яблоках (зимние сорта) можно получить чистую прибыль в размере 150 000 — 170 000 руб. только в первый год. Незначительные начальные вложения требуются для аренды и первоначальной закупки. Для обслуживания и охраны рассматриваемого участка достаточно двух человек, которые могут совмещать работу по уходу и охране территории (что актуально в течение 2-х месяцев вызревания плодов). Возможный вариант сбора урожая, не требующий денежных средств, — привлечение жителей, школьников и др. групп к сбору, компенсацией работы которых будет служить часть собранного урожая (около 10%). Для хранения могут использоваться существующие в немалом количестве простаивающие хранилища. На следующий год предприниматель(-и) могут реинвестировать часть полученной прибыли либо в большие садовые участки, либо закупить более дорогие сорта яблок, либо в технику. По прошествии нескольких лет возможно рассмотрение приобретения оборудования для производства детского питания, джемов и т.д., однако это требует аналогичной проектной работы по изучению рынка и собственных возможностей.

Проект «Рыболовство и разведение гусей»

Изначально был предложен проект создания небольшого рыбного хозяйства, что требовало поиска подходящего водоема либо создания искусственного. Также на начальной стадии необходимо закупить мальков (и в районе есть где).

Организационно проект может быть реализован путем создания небольшой артели (10-12 человек), объединение средств которых может сформировать требуемый стартовый капитал и достаточную рабочую силу.

Однако вскоре было предложено расширить использование водоема за счёт выведения гусей, помет которых, к тому же, является замечательным кормом для рыб. Требуемые средства для запуска этого производства можно получить после двух-трёх лет функционирования рыбного хозяйства.

Гусиное производство даёт также широкий ассортимент продукции: это и просто мясо, и пух, перья, гусиные яйца, приплод, навоз, однако здесь уже требуется отдельная работа по изучению рынка, спроса, каналов продвижения, каналов продажи (в случае с мясом предлагались и традиционные каналы — рынок, райпо, а также иные — предприятия общепита, сеть быстрой кулинарии, наподобие столичных мобильных палаток, где продают блинчики, куры-гриль, шаурму и проч., предлагалось также создание коптильни, вспомнили о гусе, фаршированном яблоками, и опять вернулись к проекту яблоневого сада). Различный опыт участников дискуссии, их знания позволяли в довольно короткое время расширить контекст проекта, увидеть его дополнительные возможности, место приложения совместных усилий. В случае с этим проектом стало возможно взаимодействие различных районов (как в зоне производства, так и в зоне реализации).

В добавление было предложено на водоеме организовывать места отдыха. Это могли быть дневные стоянки, оборудованные местами для костров, дровами, навесами, с возможностью ловли рыбы за дополнительную плату.

Задача проигрывания этих проектов была не столько в их последующей реализации — это лишь эскизы проектов (тем более, что большинство участников были главами сельсоветов, что ограничивает их личные инициативы), но в совместной попытке выстроить контекст проекта, увидеть его не только в функциональной логике, но и выявить дополнительные возможности, реализация которых может как увеличить экономическую эффективность, так и обеспечить большую устойчивость предприятия.

Ассоциация развития территории

Совокупность таких проектов, проектных инициатив и создаёт экономическую деятельность на территории, и задачей здесь прежде всего является инициация этих проектов.

Рассматривая экономическое развитие территории как качественное преобразование сферы хозяйственной деятельности, повышение эффективности системы хозяйствования, группа выделила следующие виды деятельности, которые необходимы для реализации этого развития:

  • Оценка возможностей и ресурсов территории (экономических, культурных, исторических, человеческих, технологических, инфраструктурных, научных, рекреационных и т.д.);
  • Выявление наиболее перспективных хозяйственных видов деятельности;
  • Выбор направлений, что подразумевает под собой ответственность за судьбу территории и её жителей;
  • Разработка программы развития территории;
  • Принятие программы развития, однако перед принятием должно быть опубликование программы для ознакомления с нею жителей;
  • Реализация программы: через инициацию, активизацию проектных замыслов и инициатив, реализацию проектов — как местного сообщества, так и в партнерстве с другими районами, регионами, через помощь и поддержку местных инициатив, начинаний.

В ходе работы группы выяснилось, что субъектом развития не может быть в чистом виде администрация, в силу своих обязанностей, а также отсутствием необходимой здесь квалификации; им не могут быть предприятия, хотя бы потому, что они не охватывают всю хозяйственную систему поселения; им не могут быть местные депутаты, в силу своей законодательной позиции; этим субъектом вообще не могут быть госучреждения.

Субъектом развития может быть группа ответственных жителей места. В различной ситуации, в разных местах такие группы называются и Товариществами собственников жилья (если речь идёт о городских микросообществах), и Корпорациями развития территории, и агентствами экономического развития. Юридически это может принимать различные формы: ассоциация, некоммерческое партнерство, общественный фонд.

Опыт показывает, что в такую ассоциацию не могут, да и не захотят входить все жители, более того, в любом обществе активных членов выявляется не более 3-5%. Задачей здесь может поиск, выявление, привлечение той категории людей, кому не безразлична судьба этого места. Разумеется, это могут быть и члены местной администрации, и представители предприятий, и местные активисты, учителя, врачи, специалисты… В рамках такой ассоциации может быть выделена консалтинговая группа, которая будет заниматься экспертной помощью местным предпринимателям в предпроектной работе, консультированию в области маркетинга, организации бизнеса и т.д.

Эксперты после семинара

По окончании семинара состоялось вручение призов победителям конкурса детского рисунка «Мои Вурнары».

Вручение призов победителям конкурса рисунков


 

...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... — см. подробнее