WWW.GLAZYCHEV.RU
Сайт В.Л.Глазычева


Иван Краснобаев — В память о наставнике

Впервые я увидел Вячеслава Леонидовича в 2003 году. Тогда я — студент 4 курса, пошёл на защиты дипломов архитекторов, потому что там председательствовал он. Что-то из его трудов я тогда уже читал и надеялся получить какой-то образовательный продукт, но важнее оказались личные впечатления от живого классика. Притягивала проницательность  и весомость речи, интонации, манера двигаться и обращаться с трубкой. Во всём этом виделся уникальный путь свободы в профессии благодаря силе интеллекта и хотелось получше узнать как же этого достичь. И вскоре судьба подала мне такой шанс.

В то время Вячеслав Леонидович занимался программой «Культурная столица Поволжья» и через Галину Николаевну Айдарову, в то время декана Архитектурного факультета, искал студентов, которые могли бы сделать предложения по развитию Ижевска. Одним из них стал я. Первым делом организатор спонсировал поездку на место для понимания потенциала территории и знакомства с главным архитектором города и директором краеведческого музея — неслыханная для студентов честь. Второй раз поехали уже показывать результат, и как снова было необычно рассказывать что-то старшим коллегам и потом встретиться в компании интеллектуального бомонда на фуршете. Вячеслав Леонидович жал всем нам руки и прикладывал конверты с нелишней материальной помощью. Воодушевленный успехом, я улучил момент и адресовал мэтру вопрос о возможности пройти у него в Москве преддипломную практику. Такого раньше не бывало и не совсем ясно, что со мной делать, но согласие получено.

И вот я уже каждый день сижу в его штабе в полуподвальном закутке МАрхИ. Это две тесные комнаты с 4-метровыми потолками, стеллажами книг, в основном зарубежных, и сладким запахом дорогого табака. Мне предоставлена свобода в обращении с литературой и компьютером, а главное поручено составить рецензию на книгу Альдо Росси “The architecture of the city”, которая специально ради меня была куплена. Удивляюсь — «Как же я могу рецензировать классиков? Давайте лучше сделаю перевод книги?» Но нет, в целях практики важнее пытаться мыслить самому. И хотя рецензии так у меня и не получилось, направление развития задано. Периодически я пишу шефу электронные письма, пытаясь выражаться галантно, он же отвечает кратко и по сути. Для меня это урок. В штаб сам заходит пару раз в неделю и у него всегда визитеры — ученики, корреспонденты, коллеги… Идут чинные беседы с бокалом или чашкой о методологии деятельности, об организационных схемах проектов. Я присутствую где-то рядом, иногда меня приглашают к столу послушать. Пытаюсь понять, рефлексировать, неструктурно впитываю. Оставшись наедине, задаю Вячеславу Леонидовичу вопросы о насущном и пока для меня смутном — путях архитектора. Всё это могло производить странное впечатление и Юра Кондаков называет меня философом, в отличие от их команды практиков, не воспринимает серьёзно и Сергей Константинович Чураков, но шеф относится с терпением. В один из вечеров я, намереваясь засидеться, получил от него ключ с тем, чтобы запереть дверь самому, а утром прийти первым. Каков же был мой ужас, когда утром я, спускаясь в метро, благо недалеко от МАрхИ, слышу звонок — Вячеслав Леонидович уже пришел! Я как мог ускорился и, подбегая к двери, увидел его, скромно сидящего на стуле из соседней аудитории, как студента с бумагами на коленях, рядом с дверью в свой же офис. Ни тени упрека в мой адрес, но этот момент истины я запомнил навсегда.

Ближе к августу появился проект по жилому району «Кнутиха» в Чебоксарах. Надо было сделать предпроектное предложение и я оказался годным рисовать графические эскизы будущей жилой среды и в конструктивном диалоге с шефом был найден художественный прием смутного угольного пятна, который намекал на что-то прекрасное без лишних подробностей. В преддверии расставания я вдруг проникся идеей связать свою предстоящую дипломную исследовательскую работу с опытом своего нового наставника и вот в недолгом разговоре безобидная тема по истории архитектуры казанских дворянских усадеб, а у меня были по ней наработки, трансформировалась в изучение путей современной реабилитации наследия. Увлекательно, свежо, но почти ничего неизвестно по предмету. Опять планка поставлена высоко, но теперь деваться некуда.

В напутствие Вячеслав Леонидович передает мне с собой в Казань 3 экземпляра своего свежеизданного перевода Филарете — призы лучшим дипломным работам. Одна из них по наступлению момента достается мне, потому что вместе с Галиной Николаевной, столь уважаемой Глазычевым, мы осваиваем новое направление и более чем успешно защищаемся. Положительное впечатление комиссии подкреплено отзывом нашего столичного консультанта.

Потом было поступление в аспирантуру по той же теме. «Безотходное производство», как заметил Вячеслав Леонидович. И с этим я справился с легкой руки мэтра, задавшего направление, не потерявшее новизны за 5 лет. И на защите диссертации в отзыве на автореферат опять я опираюсь на доброе плечо наставника. Наконец написана монография, которая скоро будет издана, из США получен грант, но подарить книгу её вдохновителю я уже не смогу. Не получу я уже от него и мэйлов в одну строку в ответ на мои запросы и страничных отзывов на труды, не встречу и не пожму руки. Но со мной остается светлая память о наставнике и усвоенные от него уроки жизни и профессии, прямые и косвенные, которые я искал и находил. Писать живо, много и по любому поводу, теорию всегда обращать в практику; не бояться авторитетов и не идти общим путем; интересоваться и большим и самым малым и браться за всё; достигая вершин, не терять простоты и скромности.

Казалось, что этот человек должен жить долго, если ни вечно. Но судьбе было решено остановить его на вершине востребованности.

Вечная память Вам, Вячеслав Леонидович.

Краснобаев Иван
Казанский Государственный Архитектурно-Строительный Университет
Кафедра Теории и истории архитектуры

 


Наверх