Лекционно-семинарский курс
"Методология средового подохода к данности"

(один семестр)

Программа курса нацелена на решение практической задачи освоения целостного прочтения задачи практического действия, независимо от того, какова прямая его направленность.

Целью лекционно-семинарского курса является освоение азов практико-деятельностного отношения к объекту, предмету, субъектам и технологии действия, которое в данных извне условиях всегда выступает как взаимодействие. Вспомогательной целью курса выступает посильное преодоление трудностей, которые обычно встречаются в попытках вербально очертить самое задачу и способ её решения, преобразовать его в средство корпоративной коммуникации.

Средством осуществления программы служат немногочисленные традиционные лекции и семинарские занятия, имеющие форму “мягкой” деловой игры с некоторой эвристической установкой на результат.

Теоретический раздел: средовой подход и его задача.

Лекция 1. Обобщение: ключевые слова культуры.

Вячеслав Леонидович со студентамиВся история может быть в нарочито упрощенной схеме представлена как история движения некоторых ключевых слов, на долгое время играющих роль краеугольного камня, на котором строится здание понимания и объяснения всего и вся. Для античности это слово Рок. Для средневековья - Бог. Для эпохи, которую мы привычно именуем Ренессансом, - Человек. Для Нового Времени - Природа. Для эпохи, следовавшей после французской революции, не без основания называемой великой, - Общество. Для периода, окончившегося российскими треволнениями трёх революций и Мировой войной, ­ Прогресс. В межвоенное двадцатилетие на роль ключевого слова выходит Культура, и уже с начала 60-х годов таким словом становится и остается в этой роли - Среда.

Разумеется, такое слово имеет автора или многих авторов, о которых потом помнят или не помнят. Разумеется, проходит иногда несколько поколений, прежде чем незнакомое новое слово становится чем-то самоочевидным, на устах у всех. Важно, что новое ключевое слово не означает “отмену” предыдущего, но лишь надстраивается над ними всеми, водружая себя над ними как призыв, знамя и герб.

Лекция 2. Многообразие подходов - конфигураторов отношения.

Подходы как обобщенные конфигураторы, модулирующие цепочку: принцип - метод - способ - средство. “Естественный” подход: происхождение естественно-научного отношения из обыденно-практического и их рядоположенность. “Технический” подход как социотехническое nrmnxemhe в его соотнесённости с обыденно-практическим и “естественным”. “Ценностный” подход как социокультурный в его соотнесённости с другими. Становление методологического отношения и его претензий на роль обособленного подхода. Теоретическая модель средового подхода как синтезирующего отношения.

Лекция 3. Драма разрыва между осмыслением и действием.

Профессионализация и воспроизведение разрыва. “Тезисы о Фейербахе” и трагедийность панпроектной социотехнической установки. “Вехи” и “сменовехи” — проблема бес-смысленной практики. Анти-смысленный практицизм в его силе и слабости. Философия подходов и прагматика технологий. Резоны для корпоративной установки на норму деятельности.

Лекция 4. Условия преодоления разрыва действия и осмысления.

Теоретическое условие — модель “гипертетраэдра” средового подхода. Методическое условие — выявление и дешифровка контекста задачи. Организационное условие — установка на корпоративность интересов и взаимодействий. Рефлексивное условие — схватывание целостности условий. Проспективное условие — формирование субъекта взаимодействия и его оснащение.

Лекция 5. Ловушка логического и проблема контекста.

Разбор характерных примеров классических ошибок, следующих из переоценки логической организации материала задачи: от “дешифровки” Стоунхенджа до проблемы “борьбы с бедностью”.

Лекция 6. Природа критической оценки среды взаимодействия.

Работа с аудиторией по уяснению и выражению различий между содержанием и функциями понятий рядоположение, сопоставление, сравнение, отнесение, критическое суждение как синтез мыслительной деятельности. Совместное продвижение к выводу о том, что критика есть собственно единственная форма самостоятельного суждения о предмете задачи, независимо от её природы и функционального использования результата.

Лекция 7. Проблема “перевода” в реальности взаимодействия по задаче.

Трудности понимания задачи профессионалами в отстройке корпоративного действия и необходимость “снятия” профессионализмов в поле задачи. “Новые” знания как строительные леса понимания в корпоративном действии.

Лекция 8. Город как “новая реальность” корпоративного действия.

История города как корпорации корпораций. Антиурбанизм в России и Америке как борьба с корпорацией по противоположным основаниям.

Лекция 9. Российское реформаторство как борьба города со слободой.

Индустриальная и постиндустриальная мифология экономики. Культурная мифология квазиурбанистичности. Задача воспроизводства города, задача его реформирования и задача развития.

Лекция 10. Задача в контексте города: проблема “оптики”.

Масштабные уровни действия: объекты, сети, поля и структуры. Отстройка корпоративностей по масштабным уровням: от нормативного поля до соорганизации партикулярных интересов групп.

Лекция 11. Парадоксы городской реальности: действия и реакции.

Чем больше дорог, тем больше пробок. Чем больше муниципального жилья, тем больше бедности. Чем больше торговли, тем её меньше. Волны бегств и возвратов. Вена и ужас провинциальности. Ловушки туризма и пр. Российские реалии жилищно-коммунальной реформы.

Семинарский раздел

Семинар1. Городское сообщество и местное “само”управление.

Ролевая картина соположения государственной традиции с умозрительной концепцией местного самоуправления на фоне европейского образца.

Семинар 2. Городовое управление и эго в поиске сообщества.

Ролевая картина “неполных” оппозиций: актёры на городской сцене, каждый из которых вынужден пьесой играть не вполне собственную роль, “глава местного усамоуправления” в российских поселениях - удивительно точная метафора этого спектакля.

Семинар 3. Городовое управление в поисках финансов.

Дискуссия: Иллюзия собственничества и реальности владения: на уровне жилища с его несостоятельными “собственниками”; на уровне муниципалитета с его землями и недвижимостью, т.е. суммой предметов, заявленной как собственность; на уровне систем обмена (рынки против магазинов); на уровне эконом-географического контекста регионального и федерального пластов.

Семинар 4. Городовое управление и горожане в ходе реформы.

Дискуссия: Что реформировано и что реформируется в российских городах к моменту провозглашения реформы. Способы адаптации наличных ресурсов и наличиных механизмов к решению задач выживания через реформы.

Семинар 5. Предприниматели и предпринимательство в городе.

Дискуссия: Этос сверхприбыли и этос вкорененности и самостояния в условиях городской среды, понимаемой как соотнесённость предметно-пространственного и социально-культурного окружений.

Семинар 6. Изобретатели и изобретательство в городе.

Дискуссия: Чудеса выживания и чудеса самовыражения. Абсурдистская устойчивость культурных норм в стабильных “размытых” сообществах.

Семинар 7. Соседи и соседства в городской среде.

Дискуссия: Подавление соседской корпоративности и шансы её воссоздания в условиях российской действительности.

Семинар 8. Сословия и цеховые корпорации в городской среде.

Дискуссия: Подавление цеховых корпораций и их воссоздание в условиях российской действительности.

Семинар 9. Городская демократия в условиях информационной среды.

Дискуссия: проблематичность демократических институтов в условии cnpndnb, не находящих средств для самовоспроизводства.

Семинар 10. Невозможные города.

Вводное лекционное повествование о типах невозможности для города. Города-утопии и города-химеры (Лос-Анджелес, Вашингтон, Москва). Дискуссия: возможность внегородской постиндустриальной формы развития сообщества, попытки прогностических сценариев развития.

Семинар 11. Возможные города.

Вводное лекционное повествование о типах возможности для города в условиях XXI века. Города “в рубашке” (Торонто, Дельфт, Лас-Вегас и т.п.).

Дискуссия: возможности супергородской постиндустриальной формы развития сообщества, попытки прогностических сценариев развития.

Семинар 12. Среды и энвайронментализмы.

Общая дискуссия по соотнесённости актуальных средовых идеологизмов (пантехнологизм и его обесценивание, панэкологизм и его судьбы, глобалистский панэкономизм, глобалистские информационные сектантства, глобалистские парарелигиозные сообщества).


 

...Функциональная необходимость проводить долгие часы на разного рода "посиделках" облегчается почти автоматическим процессом выкладывания линий на случайных листах, с помощью случайного инструмента... - см. подробнее




Скопировать