Лекционнный курс
"Критика критического разума"

(два семестра)

Программа курса нацелена на решение двух тесно взаимосвязанных задач, практически неотторжимых одна от другой.

Во-первых, это компенсация недостаточности гуманитарной подготовки, если под таковой иметь в виду не только некоторые усвоенные знания, но и самостоятельную способность мотивированного суждения, выстраиваемого в литературной форме. Во-вторых, это попытка преодоления “ученического” комплекса невнятности и невыразительности пользования словом как инструментом коммуникации, что характерно для людей, более настроенных предшествующими годами обучения на выражение смысла в аналитических и тем более математических конструкциях.

Естественно в связи с этим, что основным средством осуществления программы служат не столько традиционные лекции и семинары, сколько занятия некоего смешанного жанра, в ходе которых преподаватель играет роль посредника, провоцирующего студентов на все более самостоятельную работу с текстами. В течение академического года доля времени, которую занимают лекции-беседы, последовательно сокращается, тогда как доля, отводимая самостоятельным докладам или минилекциям студентов, возрастает, так что в ходе заключительных занятий преподавателю остается роль комментатора высказываний студентов, защищающих перед своими коллегами самостоятельную работу мысли. Собственно стилистика вербального выражения преподается преимущественно в виде череды домашних сочинений студентов на задаваемые темы (условие — от 20-ти до 30-ти строк в любом жанре), — и разбора совокупности таких сочинений, которые авторы вольны подписывать или подавать анонимно. Часть заданий строится в форме эвристической задачи, решение которой, уже состоявшееся в истории, предлагается воспроизвести, используя синхронный задаче инструментарий.

 

Вводный раздел: Средовые образы и их интерпретация.

Лекция 1. Многообразие образных систем.

Вячеслав Леонидович со студентамиСплошной рядбыстро следующих один за другим 200 избранных слайдов, в котором сознательно перемешаны следы различных исторических эпох, знакомые шедевры и рядовая городская среда, ландшафты, общие планы чередуются с фрагментами и мельчайшими фрагментами, как ручка двери на бульваре Сан-Мишель, фрагмент лепнины провинциального русского модерна или почтовый ящик на ограде отдельного дома в Расине, штат Массачусетс. Сопутствующий словесный комментарий нацелен на подчеркивание самого разнообразия смыслов, спрятанных за общим названием среда.

Лекция 2. Многообразие смыслов средового образа.

Также сплошной поток изображений, подобранных в логике столкновений Севера и Юга, Востока и Запада, художественно амбициозного и нейтрального, предлагаемый аудитории без единого слова комментария, вслед за чем следует вопрос: ЧТО вам было показано? Работа замыкается комментариями преподавателя к попыткам студентов нащупать “правильный” ответ на этот вопрос, повторяемый не менее пяти раз на протяжении занятия.

Раздел 2: Критика как форма мышления

Лекция 3. Условия формирования критического отношения.

Условие множества предметов оценки, относящихся к одному классу (например, вина, оливковые масла и керамика у греков). Условие множества субъектов, нуждающихся в толмаче-интерпретаторе множества качеств. Условие искусственной среды формирования оценочного отношения (к примеру, олимпиады). Условие становления субъекта, дерзающего взять себе роль интерпретатора.

Лекция 4. Природа критической оценки.

Работа с аудиторией по уяснению и выражению различий между содержанием и функциями понятий рядоположение, сопоставление, сравнение, отнесение, критическое суждение как синтез мыслительной деятельности. Совместное продвижение к выводу о том, что критика есть собственно единственная форма самостоятельного суждения о предмете, независимо от его природы и функционального использования, что некритическое суждение невозможно.

Лекция 5. Становление художественной критики.

Работа с аудиторией по уяснению принципиального сдвига от античной классики, отстроенной на различении оттенков близкородственных решений однотипной задачи, к эллинизму, породившему потребность в собственно критике как интерпретации разросшегося богатства художественной продуции. Формирование библиотеки и музея как образцов “на все времена”.

Лекция 6. Базисные категории критики.

Работа с аудиторией по уяснению принципиального несходства архитектоники “миров”, принадлежащих к различным типам культуры — на материале “Одиссеи” Гомера и Ветхого Завета: концепции пространства и тела, концепции тьмы и многохарактерного света, целого и детали, числа и изобразительной детали, этической и эстетической позиций. Трудности понимания проблемы при работе с brnphwm{lh источниками, особенно с переводами (разбор параллельных пассажей Послания к Коринфянам ап. Павла на четырёх языках).

Лекция 7. Предпосылки сложения критического мышления Европы.

Работа с аудиторией по уяснению принципиальности сдвига в мышлении, связанного с драматической взаимоконфликтностью светского-городского и монастырско-сакрального начал в эпоху Средних Веков: эпопея сдвигов от варварства (Беовульф) к цивильности (Абеляр), от романики к готике и их отзвуки в последующей истории культуры (от Вийара д’Оннекура до Мюзиля и Голдберга).

Раздел 3: Критика и стилистика (теория)

Лекция 8. Смена основания: от Бога к Человеку.

Ренессанс как царство критики “готического” прошлого при изначальной настроенности как функций, так и стиля критики на контрастные основные направления (чувственно-теоретизирующий: от Микеланджело к Галилею; метафизический: от Данте и Леонардо к Рабле; прагматический: от Альберти и Филарете к Дюреру). Мощь стереотипов, заданных эпохой, и трудности их преодоления в академической традиции.

Лекция 9. Смена основания: от Авторитета к Разуму.

Протестантский дух и становление критики Нового Времени в сложно­конфликтном единовременном взаимодействии “классической” традиции, освобожденной от постренессансных переживаний, и зарождающегося позитивизма. Гете как средоточие духа эпохи и классическая немецкая философия в её неспособности работать с живым материалом предметной и в частности художественной деятельности (Гегель и его попытка обсуждать искусства с негодными средствами).

Лекция 10. Смена основания: от царства традиции к царству Нового.

Драма модернизма в борьбе с традицией (от посланий ап. Павла до манифеста сюрреалистов) через аналитический разбор избранных текстов. Религия Нового как тупиковая ветвь эволюции критического мышления.

Лекции 11-13. Эволюция критического мышления в России.

Драма российской критики в контексте драмы российской истории: “культура двора”; Чаадаев, Пушкин, Вяземский и “культура усадьбы”; социологизм и трагедия разночинства (Белинский и непонятое гегельянство, “Современник” и измена искусству, ради мифологии “народа” — самоубийство критического мышления; Серебряный Век и “культура дачи” в оппозиции “городу”, захваченному “народниками”. 

(Семинарская часть занятий строится вокруг фрагментов критических статей Пушкина, мемуаров Вяземского и Вигеля, статей Белинского, Кукольника и К.Аксакова, фрагментов романов Толстого, Достоевского, из “второй руки” Лескова и Успенского, из “третьей руки” Шеллер-Михайлова; статей Мандельштама и Ходасевича).

Лекция 14. Критика в советскую эпоху.

Драма советской критики в контексте трагедии критического мышления: от ОПОЯЗа до Сарнова. Драматическая история предметной критики под двойным гнетом цензуры на историческое знание и на анализ реалий быта — через материалы конференций. Героические попытки сохранить культурную норму (Алпатов, Зубов и другие).

Лекция 15. Ведческая критика на рынке ценностей.

Западное ведение и становление профессиональной предметной критики по законам деятельности на художественном рынке. Сложности отчленения оценочно-критический суждений от теоретических: драма Райта и драма Корбюзье как отражение драмы классического протестантского индивидуализма в эпоху самоубийственной жажды диктатуры, в том числе и диктатуры вкуса.

Лекция 16. “Авангард” как апология невежества.

Кризис авангарда и становление “ученой критики” (Мамфорд). Эволюция “ученой критики” от стилевого подхода к урбанологическому (Скалли), “социологическому” (Смитсоны), от социологического к средовому (включая экологическую его интерпретацию). Постмодернизм и одновременность существования всех форм критической работы: от Дзеви до Дженкса и Скотт-Браун.

(Практические занятия, параллельные лекционному курсу строятся как самостоятельная работа студентов с оригинальными текстами западных критиков и теоретиков, где перед ними ставится двойное задание: донести до остальных существо высказываний автора и выразить своё сегодняшнее к ним отношение).

Лекция 17. Российское ведение в постсоветскую эпоху.

Поколенческий сдвиг на фоне социально-экономической драмы шестидесятников и вхождение в систему масс-медиа при реставрации славянофильских, имперских, православных умонастроений на фоне новорусских реалий.

Лекция 18. Обобщение: ключевые слова культуры.

Вся история может быть в нарочито упрощенной схеме представлена как история движения некоторых ключевых слов, на долгое время играющих роль краеугольного камня, на котором строится здание понимания и объяснения всего и вся. Для античности это слово Рок. Для средневековья — Бог. Для эпохи, которую мы привычно именуем Ренессансом, — Человек. Для Нового Времени — Природа. Для эпохи, следовавшей после французской революции, не без основания называемой великой, — Общество. Для периода, окончившегося российскими треволнениями трёх революций и Мировой войной, ­Прогресс. В межвоенное двадцатилетие на роль ключевого слова выходит Культура, и уже с начала 60-х годов таким словом становится и остается в этой роли — Среда.

Разумеется, такое слово имеет автора или многих авторов, о которых потом помнят или не помнят. Разумеется, проходит иногда несколько поколений, прежде чем незнакомое новое слово становится чем-то самоочевидным, на устах у всех. Важно, что новое ключевое слово не означает “отмену” предыдущего, но лишь надстраивается над ними всеми, водружая себя над ними как призыв, знамя и герб.

Раздел 4: Предметная критика и стилистика (практика)

Лекция 19. Высказывание как синтез смысла и формы.

Стилистика высказывания, начиная с эпики и до постмодернистского меланжа, или драматические судьбы реализма. Особенности употребления существительных, прилагательных и глаголов в разных культурах и языковых реальностях. Почему слово компрометировать есть в литературном русском языке, а вместо слова компромировать есть неуклюжее “идти на компромисс”? Что зависит от вольности или жёсткости последовательности слов в предложении.

(Практическое занятие строится на фрагменте книги Д. Пирсига "Zen or the Art of Motorcycle Maintenance").

Лекция 20. Доказательство в науке и полемике.

Стилистика доказующего суждения: сдвиг от доказательства по-египетски (делай так!) к доказательности теорем Евклида.

Особенности применения доказательства в сфере художественной практики, где критерий истинности неприменим в принципе.

(Практическое занятие строится на фрагменте книги Э. Ауэрбаха “Мимесис”).

Лекция 21. Повествование в культурной традиции.

Стилистика описательно-повествовательного суждения, начиная с эллинизма и особенности повествования в античной, христианской, буддийской, даосской, мусульманской культурных традициях.

(Практическое занятие строится на фрагментах китайской поэзии, сказке из “Тысячи и одной ночи”, “Истории” Геродота).

Лекция 22. Демонстрация и её трудности.

Стилистика демонстрации или экспозиции как опоры позитивистской критики XIX в. Её роль в советском искусствознании советской эпохи, избегавшем всякого ценностного суждения, функцию которого исполняла цитата из “классиков”.

(Практическое занятие строится на фрагментах критических текстов российско-советской традиции, отстраивавших концепцию “декаданса”).

Лекция 23. Убеждение в школе и в “театре практики”.

Стилистика убеждения: от Средних веков к Новому времени, основанная на концепции истинности. Синусоидальный график акцентировки убедительности в зависимости от интенсивности дидактической установки в критике.

(Практическое занятие строится на фрагментах текстов Российской Академии Художеств, в частности, текстов, посвященных прикладным искусствам).

Лекция 24. Внушение и эволюция его технологий.

Стилистика внушения: от древнейших эпох до сегодняшней эпохи. Внушение и внушаемость, замещающие доказательство к вящему удовольствию адептов массовой культуры.

(Практическое занятие строится на фрагментах рецензий разного времени и жанра и попытках дешифровки структуры высказывания).

Лекция 25. Тексты и изобразительные модели.

Взаимодействие литературного и изобразительного текста в рамках различной жанровой структуры по эпохам: текст, истолковывающий изображение, изображение, иллюстрирующее текст, изобразительный “текст” монтажного или коллажного строя.

(Практическое занятие строится вокруг задачи иллюстрирования на избранном фрагменте текста, на разработке литературно-изобразительного строя).

Лекция 26. Новые синтетические формы интеракции и их hmrepoper`vh.

Формирование мира “мультимедиа”, симуляции, и сложность задач, встающих перед критическим сознанием в столкновении с новой реальностью клипов или компьютерных игр.

(Практическое занятие строится на дешифровке ценностной природы и эстетической конструкции избранной компьютерной игры — SimCity, Warcraft, Doom-2, Civilization, Lemmings etc.).

Раздел 5: Ведческие тексты и их интерпретация.

Лекция 27. Архитектурное сооружение и скульптура как предмет критики.

Ряд зачитываемых преподавателем фрагментов текстов, расположенных в исторической последовательности: отчёт фараону начальника экспедиции в Нубию, аргументы судебного спора о недвижимости в Ниневии, надпись Арсенала в Пирее, смета Пропилеев афинского Акрополя, эллинистический роман, глава книги Фронтина о фонтанах, письмо бургомистра Дижона 7 в. о починке водопровода, переписка относительно витражей Шартрского собора, решение спора о пропорциях сечения главного нефа Миланского собора, дискуссия об устойчивости моста Риальто в Венеции ... Сопутствующий комментарий преподавателя нацелен на подчеркивание смены “центра тяжести” дискуссий вокруг сооружений и их образа на протяжении нескольких тысячелетий.

Лекция 28. Произведение живописи как предмет критики.

Ряд демонстрируемых изображений: египетская таблица Нармера; помпейская фреска; витраж Шартра; рембрандтовский портрет; живопись Моне; живопись Дали; новорусская живопись. Интерпретация в диалоге с аудиторией.

Лекция 29. Произведение литературы как предмет критики.

Ряд абзацев из произведений разных эпох с фиксацией внимания на структуре и стилистическом строе текста. Интерпретация в диалоге с аудиторией.

Лекция 30. Телевидение как предмет критики.

Дискуссия, формируемая вокруг наиболее популярных телевизионных жанров, актуально демонстрируемых к моменту лекции.

Лекция 31. Периодическая печать как предмет критики.

Дискуссия, формируемая вокруг избранных газетных текстов, актуальных к моменту лекции.

Лекция 32. Коммуникация в Интернете как предмет критики.

Дискуссия, формируемая вокруг избранных Web-сайтов и системы Chat.

Лекции-семинары 33—36. Практикум и его анализ.

Заключительная серия практических занятий, посвященных обсуждению самостоятельных кратких эссе студентов на избранную ими тему с особым вниманием к форме как письменного, так и устного высказывания.


Избранная библиография.

  1. Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., Наука, 1977.
  2. Архитектура античного мира (хрестоматия). М., Академия арх-ры, 1940.
  3. Ауэрбах Э. Мимесис. М., Иностранная литература, 1957.
  4. Баткин Л. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., Наука, 1978.
  5. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV—XVIII вв. М., Прогресс, 1987-88.
  6. Библия. Ветхий завет. Новый завет.
  7. Глазычев В. Эволюция творчества в архитектуре. М., Стройиздат, 1986.
  8. Городская культура. Средневековье и начало Нового времени. М., Наука, 1986.
  9. Готье Т. Путешествие в Россию. М., Мысль, 1990.
  10. Гуревич А. Категории средневековой культуры. М., Наука, 1972.
  11. Делиль Ж. Сады. М., Наука, 1987.
  12. Дэй К. Места, где обитает душа. М., Ладья, 1994.
  13. Иностранцы о древней Москве. М., Столица, 1991.
  14. Кнабе И.С. Быт и культура Древнего Рима, М., Искусство,1990.
  15. Конрад Н. Избранные труды. М., Наука, 1977.
  16. Лотман Ю. Культура и взрыв. М., Прогресс, 1992.
  17. Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. Книга 3.. М., Прогресс, 1995.
  18. Мандельштам О. Сочинения. Т. 2. М., Художественная литература, 1990.
  19. Мастера искусства об искусстве. Т.Т. 1,2. М., Изогиз, 1930.
  20. Милюков П. Очерки по истории русской культуры. М., Прогресс, 1995.
  21. Одиссея Гомера в переводе В.Жуковского.
  22. От Средневековья к Новому времени. М., Наука, 1984.
  23. Спор о древних и новых. М., Искусство, 1985.
  24. Памятники литературы древней Руси. Вторая половина XV века. М., Художественная литература, 1985.
  25. Пирсиг Д. Дзен, или Искусство починки мотоцикла
  26. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., Прогресс, 1995


§ Библиография